taanyabars (taanyabars) wrote,
taanyabars
taanyabars

Categories:

Город золотой. История песни. 5.АССА

Борис Гребенщиков впервые спел "Город золотой" весной  1984 года на концерте в Харькове. В комментарии к этому исполнению говорится: "Город", по видимому, только-только начинал свое существование, как песня "Аквариума". По тому, как растрогано дрожит в конце последнего припева голос Бориса, чувствуется, что песня очень "свежа" (эту запись можно послушать и скачать здесь garson.lipetsk.ru/pik/#02.01.99 ; Город  - тогда еще не золотой -  там идет вторым)
Нет основания не верить Википедии в том, что песня была записана в 1986 году, вошла в альбом "Десять стрел"  и систематически исполнялась в то время. Но нет оснований у меня не верить собственному мужу, который досконально зная тогдашний репертуар Аквариума, категорически утверждает, что до Ассы он ничего не знал о Городе. Так или иначе, история Города золотого как культовой песни началась именно с Ассы, поэтому о ней наш следующий рассказ .
Подозреваю, что режиссер  Сергей Соловьев несколько кокетничал в своих аналогиях с индийским кино и аполитичностью задуманного  фильма. Но... и в этом есть своя правда.

Бурлила эпоха, Михаил Сергеевич Горбачёв пришёл к власти, но меня это нисколько не колыхало. Я искал формулу успеха для своего фильма и нашёл. И когда обнаружил, закричал «Эврика!» и поставил свечку портрету Раджа Капура. Нашим людям немыслимо нравилось индийское кино. Что это такое? Прежде всего юная прелестная девушка, ждущая от жизни чего-то прекрасного и романтического. Дальше ей должен попасться пожилой латентный развратник». Таким образом, фильм, ставший символом эпохи перемен, распахнувший окно в параллельную советской пропаганде культуру и благодаря которому представители андеграунда, бывшие «под запретом», появились на большом экране, снимался по законам Болливуда, знаменитой индийской «фабрики грёз»



(Сергей Соловьев и Станислав Говорухин, исполнитель роли "пожилого развратника")

В соответствии с концепцией индийского кино Сергей Соловьёв решил, что в его фильме должно быть много музыки, причем современной. Бананан (молодой герой) не мог увлекаться советским «официозом». «Мне принесли целый мешок подпольных записей, чтобы я приобщился к современности. Я стал слушать, помечать галочками кассеты, которые мне понравились. Я ведь был совершенный неофит в этом мире. Ничего не знал и никогда себя не выдавал за представителя этого мира. Спрашиваю редактора: кто это? Симпатичные ребята, я бы познакомился с ними. Мне говорят: так вы же одного Гребенщикова помечаете. Ну так зовите Гребенщикова, говорю»...

Знаете, вся первая «Асса» была сделана без всяких кастингов, а по принципу приятельства. Например, откуда появился Африка (Сергей Бугаев, исполнитель главной роли, ударник группы "Кино" и художник), я не знаю. Он материализовался у меня в гостиничном номере. Появился, и все....


(В дни съемок “Ассы”, 1986 г. Режиссер Сергей Соловьев (слева) с сыном Митей, Сергеем Бугаевым “Африкой” (справа) и актером Ильей Ивановым).

«Асса» появлялась как снежный ком из знакомств и приятельств, которые иногда перерастали в дружбу, как с Борей Гребенщиковым...
К тому времени я был уже очень взрослый и очень трудновоспитуемый человек. Процесс моего художественного развития по подвалам происходил только в силу исключительной творческой мощи произведений, на которые я там наталкивался. Можно было сколько угодно бить меня по голове палкой и говорить, например, что Цой — это Цой, мне это было до лампочки. Но когда я  услышал Цоя, я совершенно обалдел....

Приехали мы в Ялту — с Пашей (оператор Павел Лебешев), с Марксэном (художник Марксэн Гауптман-Свердлов), с группой. Приехали - а тут снег. И Паша говорит: «Не надо, не будем ничего снимать, потому что я в Ялте всю жизнь провел, два дня — и он стает». И мы предались потрясающему ялтинскому сибаритству. Тогда в Ялте стояли серебряные цистерны на колесах, как для кваса, а в них продавался портвейн. Он назывался портвейн «Таврический», а мы его звали портвейн «Трагический». Стакан портвейна за 49 копеек и конфетка «Ласточка» за три копейки, всего 52 копейки. А цистерн таких стояло, если идти от «Ореанды» до телеграфа по набережной, шесть. Можете себе представить. И вот — пустая Ялта, снег и цистерны с «Трагическим» портвейном.
Уже все приехали. Цой в первый раз увидел море, не Финский залив, а настоящее море. Приехал Африка. Я поселил его вместе с собой в гостиницу «Украина», снял ему люкс, как главному герою. До него там жили секретари обкомов. Я сказал: «Африка, никакой х-ни, веди себя как командировочный мещанин из Конотопа и товарищам своим передай, без вас проблем полно!» — «Ну что ты, как можно!» В номере у него висели большие репродукции, по-моему, Шишкин.
Однажды я зашел к нему в номер и вижу - все чисто, хорошо, но какая-то х-ня есть. Я не сразу заметил, только с третьего или четвертого раза: все картины Шишкина висят вверх ногами. Все висит, как было, только вверх ногами. Никто этого не замечал, ни один человек.
Цой где-то раздобыл битый мотороллер и все пытался проехаться на нем по набережной, не снимая пальто. Как-то ко мне пришли из милиции и спросили: «А что это такое, кого вы привезли?» Я говорю «Они в костюмах, это для картины, они привыкают, вы их не трогайте». Милиция была уже готова всех забрать просто за сам факт присутствия.
Снег идет, Африкаша в поясе, мы с портвейном — не надо никаких киносъемок, все замечательно и прекрасно. Так можно всю зиму перезимовать. И приехал Говорухин из Одессы примерять костюмы. Мы пошли на Ялтинскую студию, ему было положено черное пальто, шляпа, я ему отдал свой шарф красный — просто класс. А за окошком снег...  Ну, примерились, Пашка говорит: «Пошли обедать, в Ялте такие шашлыки замечательные». А Слава: «Какие шашлыки, какое вино, вы что, охренели? Давайте снимем что-нибудь!» — «Ты что, какой снимем, посмотри — снег! Мы сейчас снимем, а через два дня все стает, нам опять все сначала снимать!» - «Во-первых, это вопрос, а во-вторых, даже если стает, снимите хоть один эпизод, посмотрите, это же какая красота!» Мы все спьяну уставились на Говорухина, а он говорит: «Ну хватит, кончайте, не пойду я с вами никакие шашлыки есть, давайте хоть что-нибудь снимем». Я думаю: хрен с ним...Мы начали где-то в час и до четырех сняли эпизод. Вот такой был первый съемочный день картины, которую из-под палки, силой заставил нас начать снимать Слава Говорухин.
В январе мы уехали и снимали павильоны, потом вернулись, а снег все лежал. Ялтинцы не помнят другой такой зимы.



Помню, мы никак не могли найти портрет Брежнева — они как-то все разом исчезли. Мы вышли на единственного художника, который рисовал генсека. И когда он нас услышал, то в ужасе произнес: «Опять?!» Но с невиданным усердием сделал портрет. А теперь представьте: пустая Ялта, снег, мы вывешиваем на набережной огромный портрет Брежнева. И вдруг видим: идут наши лилипутики от гастронома, а за ними огромный мешок, и в нем что-то звякает. Так и жили. Это действительно очень мало походило на профессиональные киносъемки.

Татьяна Друбич (исполнительница главной роли):
Нас с Африкой на канатной дороге снимал не Лебешев, а кто-то из его помощников.... Эта канатная дорога неожиданно остановилась, и на ней застрял Володя Фридкин, второй оператор, и кто-то еще из нашей группы. А внизу сидели мужики и выпивали. И вот эти наши ребята, они попытались спуститься, спрыгнуть на землю, высота там была небольшая. Кинули вниз какой-то ремень, стали спускаться, а канатная дорога вдруг поехала, так же неожиданно, как остановилась. Это был грандиозный момент. Я помню душераздирающий крик на всю Ялту.


И получается, что фамилия человека, подарившего нам кадры, которые для многих (для меня во всяком случае) почти неотделимы от слов и мелодии, неизвестна (или это и был тот самый Володя Фридкин?). Быть может кто-нибудь проведет свое расследование?


Ну а потом была громкая премьера, растянутая на  месячный хэппенинг, с концертами рок-групп. И каждый вечер плыла над Ялтой лодочка канатной дороги, и каждый вечер звучало "Под небом голубым Есть город золотой"




Не знаю, легенда это или быль. Впрочем, какая разница. Сергей Соловьев:
Когда зазвучала песня "Под небом голубым", весь зал встал, как при гимне Советского Союза, и хором подпевал Гребенщикову. От начала до конца. Потом они сели и стали смотреть дальше. Такое не забудется.

И последнее про Ассу - из блогов 2011 года:
Асса - это главный фильм русского рока, снятый на пике его развития. Фильм срывает покровы с образа жизни настоящих неформалов, давая прочувствовать что значит идти против течения до конца, до предела. Кто не смотрел Ассу - тот не знает истинной глубинной сути той музыки. Вылетев из объектива камеры Сергея Соловьева, фильм попал в самую сердцевину эпохи, навеки пригвоздив к памяти ту ни с чем не сравнимую растворенную в воздухе лирику.

На этом фактически заканчивается история песни Город золотой и начинается история одноименной легенды.
Но наш рассказ еще не закончен. Будет еще по меньшей мере один пост.
 (спасибо newsparky за сканы с книги Б.Барабанова АССА. Время перемен. Прошу простить, что не перечислила прочие источники - в основном это разные интервью С.Соловьева).


Tags: Город золотой, видео, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Bestkrovin

March 30 2011, 10:26:43 UTC 13 years ago

  • New comment
а я у рыженко спрашивал почему он именно поет в фильме за бананана. Он рассказал, что тогда была лютая зима в питере и Бг всех своих знакомых звал ехать в ялту греться. Сергей тоже поехал. Просто за компанию. Соловьев ему предложил - а не хочешь на скрипке в кадре поиграть. Рыженко согласился. В результате Бг же ему предложил спеть вместо африки. Попробовать, точнее. И получилось идеальное попадание. Короче, в этом фильме много всего случайного, которое идеально вписалось.

А город золотой я слышал на записи еще доперестроечного аквариумного концерта. Бг там еще говорит, что, вот, мол, я пока не написал песни, которая бы так идеально передавала всё то, что я хочу сказать. И пел город.

а еще была история в монреале. Музыканты настроилились, ушли со сцены, оставив инструменты на подставках. И какой-то звукорежиссер задел бас титова. Тот упал, струна поехала. Концерт снимался в прямом эфире. И начинают музыканты играть "город". У тита на лице - ужас. Хорошо бас у него был безладовый и он быстро сориентировался) Профи!