Нет основания не верить Википедии в том, что песня была записана в 1986 году, вошла в альбом "Десять стрел" и систематически исполнялась в то время. Но нет оснований у меня не верить собственному мужу, который досконально зная тогдашний репертуар Аквариума, категорически утверждает, что до Ассы он ничего не знал о Городе. Так или иначе, история Города золотого как культовой песни началась именно с Ассы, поэтому о ней наш следующий рассказ .
Подозреваю, что режиссер Сергей Соловьев несколько кокетничал в своих аналогиях с индийским кино и аполитичностью задуманного фильма. Но... и в этом есть своя правда.
Бурлила эпоха, Михаил Сергеевич Горбачёв пришёл к власти, но меня это нисколько не колыхало. Я искал формулу успеха для своего фильма и нашёл. И когда обнаружил, закричал «Эврика!» и поставил свечку портрету Раджа Капура. Нашим людям немыслимо нравилось индийское кино. Что это такое? Прежде всего юная прелестная девушка, ждущая от жизни чего-то прекрасного и романтического. Дальше ей должен попасться пожилой латентный развратник». Таким образом, фильм, ставший символом эпохи перемен, распахнувший окно в параллельную советской пропаганде культуру и благодаря которому представители андеграунда, бывшие «под запретом», появились на большом экране, снимался по законам Болливуда, знаменитой индийской «фабрики грёз»
(Сергей Соловьев и Станислав Говорухин, исполнитель роли "пожилого развратника")
В соответствии с концепцией индийского кино Сергей Соловьёв решил, что в его фильме должно быть много музыки, причем современной. Бананан (молодой герой) не мог увлекаться советским «официозом». «Мне принесли целый мешок подпольных записей, чтобы я приобщился к современности. Я стал слушать, помечать галочками кассеты, которые мне понравились. Я ведь был совершенный неофит в этом мире. Ничего не знал и никогда себя не выдавал за представителя этого мира. Спрашиваю редактора: кто это? Симпатичные ребята, я бы познакомился с ними. Мне говорят: так вы же одного Гребенщикова помечаете. Ну так зовите Гребенщикова, говорю»...
Знаете, вся первая «Асса» была сделана без всяких кастингов, а по принципу приятельства. Например, откуда появился Африка (Сергей Бугаев, исполнитель главной роли, ударник группы "Кино" и художник), я не знаю. Он материализовался у меня в гостиничном номере. Появился, и все....
(В дни съемок “Ассы”, 1986 г. Режиссер Сергей Соловьев (слева) с сыном Митей, Сергеем Бугаевым “Африкой” (справа) и актером Ильей Ивановым).
«Асса» появлялась как снежный ком из знакомств и приятельств, которые иногда перерастали в дружбу, как с Борей Гребенщиковым...
К тому времени я был уже очень взрослый и очень трудновоспитуемый человек. Процесс моего художественного развития по подвалам происходил только в силу исключительной творческой мощи произведений, на которые я там наталкивался. Можно было сколько угодно бить меня по голове палкой и говорить, например, что Цой — это Цой, мне это было до лампочки. Но когда я услышал Цоя, я совершенно обалдел....
Приехали мы в Ялту — с Пашей (оператор Павел Лебешев), с Марксэном (художник Марксэн Гауптман-Свердлов), с группой. Приехали - а тут снег. И Паша говорит: «Не надо, не будем ничего снимать, потому что я в Ялте всю жизнь провел, два дня — и он стает». И мы предались потрясающему ялтинскому сибаритству. Тогда в Ялте стояли серебряные цистерны на колесах, как для кваса, а в них продавался портвейн. Он назывался портвейн «Таврический», а мы его звали портвейн «Трагический». Стакан портвейна за 49 копеек и конфетка «Ласточка» за три копейки, всего 52 копейки. А цистерн таких стояло, если идти от «Ореанды» до телеграфа по набережной, шесть. Можете себе представить. И вот — пустая Ялта, снег и цистерны с «Трагическим» портвейном.
Уже все приехали. Цой в первый раз увидел море, не Финский залив, а настоящее море. Приехал Африка. Я поселил его вместе с собой в гостиницу «Украина», снял ему люкс, как главному герою. До него там жили секретари обкомов. Я сказал: «Африка, никакой х-ни, веди себя как командировочный мещанин из Конотопа и товарищам своим передай, без вас проблем полно!» — «Ну что ты, как можно!» В номере у него висели большие репродукции, по-моему, Шишкин.
Однажды я зашел к нему в номер и вижу - все чисто, хорошо, но какая-то х-ня есть. Я не сразу заметил, только с третьего или четвертого раза: все картины Шишкина висят вверх ногами. Все висит, как было, только вверх ногами. Никто этого не замечал, ни один человек.
Цой где-то раздобыл битый мотороллер и все пытался проехаться на нем по набережной, не снимая пальто. Как-то ко мне пришли из милиции и спросили: «А что это такое, кого вы привезли?» Я говорю «Они в костюмах, это для картины, они привыкают, вы их не трогайте». Милиция была уже готова всех забрать просто за сам факт присутствия.
Снег идет, Африкаша в поясе, мы с портвейном — не надо никаких киносъемок, все замечательно и прекрасно. Так можно всю зиму перезимовать. И приехал Говорухин из Одессы примерять костюмы. Мы пошли на Ялтинскую студию, ему было положено черное пальто, шляпа, я ему отдал свой шарф красный — просто класс. А за окошком снег... Ну, примерились, Пашка говорит: «Пошли обедать, в Ялте такие шашлыки замечательные». А Слава: «Какие шашлыки, какое вино, вы что, охренели? Давайте снимем что-нибудь!» — «Ты что, какой снимем, посмотри — снег! Мы сейчас снимем, а через два дня все стает, нам опять все сначала снимать!» - «Во-первых, это вопрос, а во-вторых, даже если стает, снимите хоть один эпизод, посмотрите, это же какая красота!» Мы все спьяну уставились на Говорухина, а он говорит: «Ну хватит, кончайте, не пойду я с вами никакие шашлыки есть, давайте хоть что-нибудь снимем». Я думаю: хрен с ним...Мы начали где-то в час и до четырех сняли эпизод. Вот такой был первый съемочный день картины, которую из-под палки, силой заставил нас начать снимать Слава Говорухин.
В январе мы уехали и снимали павильоны, потом вернулись, а снег все лежал. Ялтинцы не помнят другой такой зимы.
Помню, мы никак не могли найти портрет Брежнева — они как-то все разом исчезли. Мы вышли на единственного художника, который рисовал генсека. И когда он нас услышал, то в ужасе произнес: «Опять?!» Но с невиданным усердием сделал портрет. А теперь представьте: пустая Ялта, снег, мы вывешиваем на набережной огромный портрет Брежнева. И вдруг видим: идут наши лилипутики от гастронома, а за ними огромный мешок, и в нем что-то звякает. Так и жили. Это действительно очень мало походило на профессиональные киносъемки.
Татьяна Друбич (исполнительница главной роли):
Нас с Африкой на канатной дороге снимал не Лебешев, а кто-то из его помощников.... Эта канатная дорога неожиданно остановилась, и на ней застрял Володя Фридкин, второй оператор, и кто-то еще из нашей группы. А внизу сидели мужики и выпивали. И вот эти наши ребята, они попытались спуститься, спрыгнуть на землю, высота там была небольшая. Кинули вниз какой-то ремень, стали спускаться, а канатная дорога вдруг поехала, так же неожиданно, как остановилась. Это был грандиозный момент. Я помню душераздирающий крик на всю Ялту.
И получается, что фамилия человека, подарившего нам кадры, которые для многих (для меня во всяком случае) почти неотделимы от слов и мелодии, неизвестна (или это и был тот самый Володя Фридкин?). Быть может кто-нибудь проведет свое расследование?
Ну а потом была громкая премьера, растянутая на месячный хэппенинг, с концертами рок-групп. И каждый вечер плыла над Ялтой лодочка канатной дороги, и каждый вечер звучало "Под небом голубым Есть город золотой"
Не знаю, легенда это или быль. Впрочем, какая разница. Сергей Соловьев:
Когда зазвучала песня "Под небом голубым", весь зал встал, как при гимне Советского Союза, и хором подпевал Гребенщикову. От начала до конца. Потом они сели и стали смотреть дальше. Такое не забудется.
И последнее про Ассу - из блогов 2011 года:
Асса - это главный фильм русского рока, снятый на пике его развития. Фильм срывает покровы с образа жизни настоящих неформалов, давая прочувствовать что значит идти против течения до конца, до предела. Кто не смотрел Ассу - тот не знает истинной глубинной сути той музыки. Вылетев из объектива камеры Сергея Соловьева, фильм попал в самую сердцевину эпохи, навеки пригвоздив к памяти ту ни с чем не сравнимую растворенную в воздухе лирику.
На этом фактически заканчивается история песни Город золотой и начинается история одноименной легенды.
Но наш рассказ еще не закончен. Будет еще по меньшей мере один пост.
(спасибо newsparky за сканы с книги Б.Барабанова АССА. Время перемен. Прошу простить, что не перечислила прочие источники - в основном это разные интервью С.Соловьева).
Bestkrovin
March 30 2011, 10:26:43 UTC 13 years ago
А город золотой я слышал на записи еще доперестроечного аквариумного концерта. Бг там еще говорит, что, вот, мол, я пока не написал песни, которая бы так идеально передавала всё то, что я хочу сказать. И пел город.
а еще была история в монреале. Музыканты настроилились, ушли со сцены, оставив инструменты на подставках. И какой-то звукорежиссер задел бас титова. Тот упал, струна поехала. Концерт снимался в прямом эфире. И начинают музыканты играть "город". У тита на лице - ужас. Хорошо бас у него был безладовый и он быстро сориентировался) Профи!