Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars

Category:

Город золотой. История песни. 4. От Хвостенко к БГ



Про Алексея Хвостенко (1940-2004), как и про его постоянного соавтора Волохонского, мне проще рассказываеть его собственными словами (с добавлением слов тех, кто его знал).
Отсюда lenta.auctyon.ru/article/nadnebom

У него была хоть и не очень многочисленная, но верная аудитория. Более того, он был, как ныне выражаются, культовой фигурой. Про него говорили: единственный настоящий русский битник, предтеча хиппизма. Свое отношение к жизни он ясно выразил в сочиненной еще в 1963 песне «Игра на флейте»: «Пускай работает рабочий иль не рабочий, если хочет, пускай работает кто хочет, а я работать не хочу». И дальше: «Пускай воюют пацифисты, пускай стреляют в них буддисты, пускай считают каждый выстрел, а мне на это наплевать».

Я относительно питерский. Родился в Свердловске – это теперь снова обратно Екатеринбург? – в 40-м. В Питер приехал, когда было семь. Потом меня выгнали сперва из пионеров, а дальше из английской школы. Школа была недалеко от Невы. Потом болтался меж двумя столицами, долго жил в Москве. Но ни Москва, ни Петербург, ни этот Екатеринбург, ни Париж – не родина мне. Моя родина рай, наверно...
Я эмигрировал в 77-м. Во Франции получил паспорт апатрида – человека без родины, спасибо Фритьофу Нансеену, он додумался во время русской гражданской войны до того, что любому беспаспортному надо дать хоть какие-то документы...Я себя никогда не чувствовал французом. Русским, впрочем, тоже...
Я – поэт, иногда мне кажется, неплохой. Все время сочиняю стихи, и половину текстов моих песен написал сам. Другую – с моим другом поэтом и специалистом по каббале Анри Волохонским. Он сейчас тихо живет на пенсии в Тюбингене и пишет, по-моему, замечательные стихи и другие сочинения....Как писали братья Жемчужниковы с Алексеем Толстым «Козьму Пруткова»? Так же я с Анри. То он подскажет слово или рифму, то я. Мы спорили и смеялись. Сделать это невозможно, если нет радости… Если нет полноты бытия...
Я – средневековый трубадур. Болтаюсь из страны в страну, от одного знатного сеньера к другому знатному сеньеру. Как трубадур – во вшивой и веселой компании жонглеров, фокусников и других уродов. Пою песни, но голос уже садится. Мне трудно петь. Значит, кто—то из молодых трубадуров будет петь мои песни. Они, песни, того иногда заслуживают. Вот только знатных сеньеров, готовых кормить голодранцев, сейчас найти трудно… Что же касается музыкальных привязанностей – я джазовый человек. Мне поэтому так легко выступать и записываться с музыкантами Анатолия Герасимова или с Леней Федоровым, с группой «Аукцыон». Они вроде как рокеры, но очень близки к free-jazz.


Итак, Анри Волохонский "послал ему (Хвостенко) песню месяца через два после того, как она была написана". Алексей Хвостенко наложил стихи Анри на канцону «Франческо да Милано» . Он же первым исполнил ее под гитару . За зиму АХВ (совместный псевдоним Волохонского и Хвотсенко) записали целую кассету с песнями на «старинные» мелодии с пластинки, и весной 1973 года «Рай» отправился в путь по «квартирникам» и магнитофонам Москвы и Питера.
(Скажу честно, что мне не очень нравится это исполнение - а может быть, просто непривычно - но обойтись без него в нашей истории нельзя)


1976 год. Студия «Радуга» Эрика Горошевского (тогда студента у Георгия Товстоногова) была очень популярна среди питерских студентов и вообще среди молодежи. Долгое время у них была одна студия для записи с группой «Аквариум», они часто вместе записывались, репетировали. В 1974 году даже совместно поставили концептуальный спектакль-капустник «Притчи графа Диффузора», с которого и началась официальная история «Аквариума».


И вот при полном аншлаге состоялась премьера легендарного спектакля «Сид» по пьесе драматурга XVII века Корнеля. По воспоминаниям, «там оказался в полном составе „Аквариум“», а один из них, «Дюша» Романов, даже играл в «Сиде» роль. В качестве музыкального сопровождения в спектакле звучала песня «Рай», но музыка была взята в первоначальном варианте, с пластинки. Видимо, Бориса Гребенщикова она глубоко «зацепила», ибо через восемь лет он все-таки включил ее и в свой репертуар, при этом гоаоря, что он сам не знает, чья эта песня. Она получила название «Город», и у нее изменилось первое слово: «Под небом голубым…».
Хвостенко: Когда говорят, что Гребенщиков у меня ее украл, это полная херня. Да, подпортил текст – он ее, наверно, усвоил на слух. Слух у парня так себе – что же делать… Испортил песню по незнанию предмета, а не по злой воле. И решил, возможно, что это русская-народная песня.
БГ: С песнями Хвостенко я познакомился году в 1976-м. "Город золотой" я услышал от Лени Тихомирова, который пел ее в спектакле "Сид". Я запомнил эту песню, и она какое-то время в голове у меня сидела - и все... А потом я начал ее петь, и мне понравилось ее петь, и постепенно она заняла место в нашем репертуаре. Собственно, это была единственная не наша песня, которую мы пели вообще за всю жизнь "Аквариума". И только потом, гораздо позже, выяснилось, что написали эту песню Хвост с Волохонским. Сначала я этого не знал...
Я познакомился с Хвостом в... девяносто каком-то году, когда мы поехали вместе с Курехиным на фестиваль в Париж. Мы пошли к Хвосту в мастерскую, в тот знаменитый сквот... Тогда мы сравнивали наши версии: я, не расслышав, пел "Под небом голубым", а у него - "Над небом голубым". Принципиальная богословская разница, о которой мы тогда, в Париже, заспорили в четвертом часу ночи. Мы сравнивали наши версии. Я ему говорю: "Как автор ты, естественно, обязан поддерживать свою версию, но я эту песню услышал и запомнил вот так, и мне представляется, что рай не обязательно искать где-то в другом месте, мне кажется, что его можно увидеть на Земле". По-моему, он оценил мою точку зрения. Потом мы поехали за водкой... водки мы не нашли в Париже... в машине было одно свободное место, и в нем лежало еще восемь человек, нас поймали на площади менты местные, французские, вытащили из машины, поставили под дула автоматов, а когда выяснили, что это русские едут за водкой, они с ужасом и омерзением сказали: "Езжайте отсюда за вашей водкой!" И мы поехали и купили какого-то удивительного дерьма! Но дружба с Хвостом была этим инцидентом еще больше закреплена.


Tags: Город золотой, видео, судьбы
Subscribe

  • Ревакцинировалась

    Через 7 с небольшим месяцев после вакцинации. Относительно правильности этого поступка сомнений гораздо больше, чем относительно самой вакцинации.…

  • Радость

    Да, я рада! Да, я читатель "Новой газеты" с ее основания, потом подписчик, потом регулярный покупатель (по дороге на работу, у постоянных продавцов у…

  • Ковид, штаммы и вакцины. Ответы специалиста на незаданные вопросы.

    Вчера в комментариях к прошлому моему посту было сказано очень много важного от вирусолога Ольги Ивановой potar1, (Институт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments