Впрочем, не для меня одной. Вряд ли сильно преувеличу, если скажу, что это самая легендарная песня, созданная в России в конце 20 века. Всезнающая Википедия считает ее третьей в списке лучших песен русского рока 20 века. Но ее значение выходит далеко за рамки рока. Песню проходят в школе, поют дети и пьяные - она вросла в нашу культуру так, как будто всегда в ней существовала. По словам одного из создателей песни, Анри Волохонского, ее "крайне причудливо" распространяют:
Мне передавали, что была какая-то заметка в журнале "Огонек", что какая-то секта на Дальнем Востоке по утрам встает и поет эту песню. Потом я сам читал какую-то очень смешную дискуссию. Верующие, православные, вычислили, что на материале Апокалипсиса написано, а раз так, то ее можно делать темой проповеди. А более того, ее поют нищие в петербургском метро. Просят милостыню и поют.
Создание песни овеяно многочисленными легендами. Ее широкая известность началсь с 1987 года, когда она прозвучала в фильме АССА, где ее исполнил Борис Гребенщиков. При этом песня считалась народной (правда непонятно, какого именно народа), существует версия, что это старая песня об Иерусалиме, которая была написана изначально на иврите, среди ее авторов называют Рабиндраната Тагора... и так далее. Между тем, реальная история этой песни - не менее фантастическая, чем легенды о ее создании - уже воссоздана достоверно израильским бардом по имени Зеев Гейзель в 2005 году. Именно на его фундаментальный труд www.israbard.net/israbard/pressview.php я буду в основном опираться, а иногда просто копировать, ибо исследование очень полное и дотошное, а написано блестяще.
История песни "Город золотой" охватывает разные города, страны, религии. Но для меня это в первую очередь история удивительных судеб русской интеллигенции 60-х - 80-х годов - одновременно счастливых и трагичных, судеб, где перемешаны духовные открытия и бытовое неустройство, веселые пьянки и философские откровения, безбашенность молодости и жизнь в тоталитарной стране - и много еще чего.
И возможно самой неожиданной из них стала история автора музыки - Владимира Вавилова (1925-1973)
И тогда он пошел на мистификацию. Далее цитирую З.Гейзеля.
Сначала Вавилов выпустил самоучитель игры на гитаре. В самоучитель он включил несколько произведений, подписанных именами известных русских гитаристов. Надо ли объяснять, что никто из этих великих гитаристов не слышал ни строчки, ему приписанной? Эксперимент прошел удачно, Вавилов осмелел, и стал уже на концертах исполнять свои же произведения, предваряя их звучными ренессансными именами. Публика уважительно кивала, демонстрируя свою глубокую осведомленность в барочной музыкальной культуре. И наконец… в 1968 г. на фирме «Мелодия» решили сделать пластинку (впоследствии многократно переизданную) из классики лютни эпохи Возрождения, которую вот как раз В. Вавилов и исполняет.
То самое исполнение - с пластинки
Когде Зеев Гейзель раскопал всю эту историю, нашел дочку Вавилова и позвонил ей в Петербург он задал ей единственный вопрос: Почему? И получил ответ:
- Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией «Вавилов» никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии…
Владимир Федорович Вавилов умер , не дожив двух месяцев до 48 лет, 11 марта 1973 года от рака. По иронии судьбы именно в те дни (возможно месяцем раньше или позже) на написанную им музыку под звуки гитары впервые прозвучало "Есть город золотой".
Но об этом (надеюсь) в другой раз.