Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars

Киев. Храмы. Художники. 2.Васнецов и другие


Итак, про Владимирский собор. Весной 1885 года оштукатуренный изнутри собор был подготовлен к внутренней отделке. Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-лeтию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России. Поскольку общей темой живописи собора стала «история русской веры», то главное внимание было сосредоточено на разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, а также русских святых, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников русского православия. Прахов решает привлечь самых известных мастеров своего времени: Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Владимира Поленова. Но двое последних имели на этот момент другие заказы. По непонятной причине уклонился и художник Ге. Среди претендентов, кроме Врубеля, был Валентин Серов, но его эскизы, как и Врубелевские не подошли.
Всего в росписи участвовало 96 живописцев. Из них, кроме Васнецова, значительный вклад в оформление собора внесли тогда еще молодой Михаил Нестеров, живущие в Риме академики живописи, братья Александр и Павел Сведомские и их римский приятель, поляк по происхождению, академик живописи Вильгельм Катарбинский.
Работа вместо планируемых двух лет растянулась на 11; собор был открыт в 1896 году.


Несколько слов о работах совсем юного тогда Михаила Нестерова (родился в 1862 году). О его работах отзываются так: "В этом пышно-великолепном соборе, нашлись скромные и уединённые уголки, где приютились смиренные и грустные создания Нестерова" Нестеров тоже не избежал увлечения - дочкой Эмилии Праховой Еленой, и с нее списан образ святой Варвары.


Одной из самых его значительных работ в соборе считается Богоявление.


Ну и наконец к Васнецову/
Из его биографии существенно то, что он учился в духовном училище и духовной семинарии; ушел с предпоследнего курса, чтобы стать художником. В атеистические времена мы знали его как певца аленушек и богатырей, а между тем, именно роспись Владимирского собора он считал главным делом своей жизни.
В общей сложности Васнецов исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур, не считая медальонов. Это 4 тысячи квадратных метров. Только на создание центральной фигуры ушло 2 года, а всего - 11 лет. Относительно его участия в этой работе есть такая легенда.

В 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Адрианом Праховым, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке. Прахов таки и сделал.
А Васнецов сначала отказался от участия в работе во Владимирском соборе, и вскоре после этого весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии… Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделаны когда то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божьей Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: Это был заказ Божий.

Роль работы Васнецова я закавычиваю - это не мое, это знающих людей.
"Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между нарoдом и клиром, с одной стороны, и интеллигенцией, с другoй, в их отношении к русской иконописи.
На протяжении двух столетий традиционное иконописание постепенно вытеснялось, как «отжившее средневековье», произведениями «итальянского письма» на религиозные темы учеников Академии художеств, мало отличающимися от светских картин. Целые древние иконостасы заменялись в это время работами, выполненными в академическом духе.
Народ же чуждался картин на стенах храма, уважая, по словам Михаила Соловьева, икону и предпочитая молиться перед небольшими аналойными образами, созданными простыми иконописцами в духе традиционного иконописания.
По убеждению Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, могло стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы."


Могу сказать честно, что далеко не все, что сделал Васнецов во Владимирском соборе, находит во мне отклик - в некоторых вещах мерещится  излишняя пафосность или тяга к украшательству. Проблема еще и в том, что собор постоянно в полумраке, и по сравнению с тем,  что осталось в памяти, прекрасные по качеству копии картин Васнецова кажутся слишком яркими. Поэтому вместе с иллюстрациями с сайта собора я буду ставить и Васнецовские эскизы к этим картинам.

Страшный суд. Эту картину я хорошо помню - она потрясла меня при втором посещении собора почти также, как Богоматерь при первом. Она висит над входом - и когда ты отворачиваешься от Богоматери и думаешь - все, выхожу - вот тут она тебя и сражает.

Ветхозаветные пророки (фрагмент)

Преддверие рая

Алипий-живописец (эскиз)

Нестор-летописец (эскиз)

Нестор-летописец

Княгиня Ольга (эскиз)

Княгиня Ольга

Андрей Боголюбский (эскиз)

Серафим (в образе Серафима - дочь Прахова)

Крещение Руси (эскиз)

Ангел со свечой (можно сравнивать с Врубелевским)

Орнаменты (тоже материал для сравнения).
  
От заключения рассказа (скорее показа)  я воздержусь. Думаю, все, что можно сказать, будет слишком субъективным.
Tags: Абрамцево, Киев, музей
Subscribe

  • В защиту Егора Бероева

    ( Егор Бероев и Владимир Машков в фильме "Папа". Да, про Холокост) У меня кончилась толерантность в защиту прививочной компании. Да, я считаю, что…

  • Пять книг на пути моей жизни

    Нередко мы остаемся один на один с проблемами и трудностями, возникающими на жизненном пути. Но иногда на самых крутых поворотах обретаем...…

  • Диалог об "Унесенных ветром" 90-х

    Замысел о ремейке великого американского романа на материале 90-х родился еще до того, как они стали называться "лихими". Частично я его реализовала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • В защиту Егора Бероева

    ( Егор Бероев и Владимир Машков в фильме "Папа". Да, про Холокост) У меня кончилась толерантность в защиту прививочной компании. Да, я считаю, что…

  • Пять книг на пути моей жизни

    Нередко мы остаемся один на один с проблемами и трудностями, возникающими на жизненном пути. Но иногда на самых крутых поворотах обретаем...…

  • Диалог об "Унесенных ветром" 90-х

    Замысел о ремейке великого американского романа на материале 90-х родился еще до того, как они стали называться "лихими". Частично я его реализовала…