Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars

Category:

Про Свердловский рок-клуб "на троих"



То, что вы прочтете, родилось из потребности написать про Свердловский рок-клуб для проекта "Живое наследие", из-за которого я ничего не успеваю и почти совсем забросила ЖЖ. Основу писал муж, активно общавшийся с московской рок-тусовкой и лично знавший существенную часть героев Свердловского рока. Лучше всех из известных нам источников про то время и тех людей рассказал Алексей Иванов в книге Ёбург. Я переписывала в необходимый для сайта вид, сглаживала острые углы и пересказывала найденное в сети.
"Причесанный" вариант можно почитать на сайте Живого наследия, но мне хочется сохранить более полный, пусть и рваный, и грешащий отходом от норм русского литературного языка. Он дорог мне как осколок драйва того странного и прекрасного времени, на которое пришлась наша молодость.
Итак, АИ - Алексей Иванов, известный писатель. МБ - Михаил Бардин, мой муж. ТБ - я, Татьяна Барлас, ведущая блога.

1.
МБ
Современный мир не мыслим без молодёжной революции 20 века.
Молодёжная революция 20 века не мыслима без рок-н-ролла.
Русский рок - отдельное явление, начиная с начала 1980-х и до конца 20 столетия, пожалуй, никакое искусство не влияло так на общество.
Это время самых существенных перемен.
Свердловский рок - самый заметный в СССР, после Ленинградского. Альбом "Наутилуса" "Разлука" , пожалуй, оставил самый заметный след из всех альбомов Русского рока.

ТБ
"Этот альбом сломает эпоху об колено." - так сказал Алексей Иванов об альбоме "Разлука" Свердловской группы "Наутилус Помпилиус". Рок и эпоха неслучайно сошлись в одной фразе: русский рок - явление не только музыкально-поэтическое, но и общественное. С начала 80-х годов и до конца XX столетия русский рок формировался как самостоятельное явление и почти сразу же становился искусством, которое влияло на стремительно менявшуюся общественную жизнь сильнее любого другого. Свердловский рок - самый заметный в СССР после Ленинградского. Свердловский рок-клуб просуществовав всего пять лет (1986-1991), но из его стен вышли группы, которые составляют славу отечественного рока.

2.
МБ
Свердловский рок-клуб.
Официальное рождение 1986.
Официальная смерть 1991.

Президент Коля Грахов (ярый сторонник Ельцина БН)
Известные группы: Трек, Урфин Джюс, Наутилус (Помпилиус), Чайф, Агата Кристи, Апрельский марш, Кабинет, Настя, Водопады имени Вахтанга Кикабидзе. Последняя группа - СГ (Смысловые Галлюцинации).
Известные личности: Игорь Скрипкарь, Александр Пантыкин, Егор Белкин, Илья Кормильцев, Дмитрий Умецкий, Алексей Фоменко, Владимир Шахрин, Вадим и Глеб Самойловы, Евгений Кормильцев, Анастасия Полева, Алексей Могилевский.

Активное рок-движение в Свердловске существовало и в 1970-х годах.
При этом в начале 1980-х оно (по крайней мере отдельные мероприятия) оформлялись на официальном или полуофициальном уровне.
Антироковый террор, существовавший в СССР, в Свердловске был менее жёстким. Хотя многие свердловчане говорили, что для их
города принимались специальные постановления по более строгой идеологической цензуре.
Дедушкой Свердловского рока считают Александра Пантыкина. Ещё в конце 1970х годов он совместно с Игорем Скрипкарём создал группу "Сонанс".
Эта группа играла сложную экспериментальную музыку. Возможно, подобные корни наложили отпечаток на дальнейшее творчество Свердловских и
Ёбургских групп. В них бОльшая, по сравнению с Московскими и Питерскими группами, доля музыкальной составляющей (не значит, что текстовая составляющая отсутствует, поэзия Ильи Кормильцева и других авторов - явление, выходящее за рамки Свердловского рока).
Пожалуй, Свердловские группы (Трек и особенно Урфин Джюс) стали первыми неМосковским и неПитерскими группами, известность которых распространилась на весь СССР.
Про процесс создания наиболее известного Урфинджюсовского альбома "15" написано достаточно, все эти бесконечные противоречия и разногласия, которых между музыкантами было, видимо, значительно больше, чем могло быть, отразился на звучании
достаточно заметно, как бы придав музыке большую многопластность, поскольку она росла из разных источников и также насыщалась флюидами противоречий.

Пересказ непроверенных данных:
Пантыкин пишет фортепьянную партию для гитары. Белкин ругается и играть не хочет, но играет.
"Почти профессиональный" гитарист из Риги, слушая эту партию - "Ну прям Советский Pink Floyd"

АИ
Пантыкин и в музыке был инженером: монтировал звуковые композиции как технические конструкции, понимал законы гармонии как правила сопромата. Он сооружал произведения по жёстким технологиям: художественные решения были оптимальны и эргономичны, рационализм не позволял рисковать в неуравновешенности и всегда требовал надёжных точек опоры в классических форматах рок-н-ролла.
Инженер Пантыкин вычислил параметры реверберации небесных сфер, и у него ничего не гремело.

ТБ
Дедушкой Свердловского рока считают Александра Пантыкина...

Тексты играли огромную роль в русском роке - и Свердловский не был исключением. Вторым "китом" и в каком-то смысле идеологом Свердловского рок-клуба стал поэт Илья Кормильцев, чьи тексты вносили в хиты групп "Урфин Джюс" и "Наутилус Помпилиус" бунтарский дух своего времени.

Наконец, третий "кит" - Николай Грахов, первый и единственный президент рок-клуба. По-видимому, свою роль в возникновении рок-клуба сыграло его личное знакомство с первым человеком в области Борисом Ельциным через его дочь Татьяну. Одним из последних распоряжений Б.Н.Ельцина перед отъедом на повышение в Москвы стало указание о создании рок-клуба для сплочения рок-музыкантов и помощи им.

3.
МБ
Появление группы Наутилус Помпилиус имело эффект разорвавшейся бомбы .
Пожалуй, не один исполнитель с 1970 года (с периода, с которого могу судить) не взорвал такую бомбу, как Нау в 1987 году. Возможно, на ДДТ фанатели больше, возможно, Кино собирали бОльшие количества зрителей. Но это было растянуто по времени.
Реплика известного рок-манагера "Я готово отменить все выступления на рок-фестивале, если там не будет Нау"
(правда, менее чем через год его же слова: "Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, ..., Наутилус Помпилиус...Нау пусть выступает с Кобзоном, это не рок, а немного продвинутая эстрада").
Чистейший звук (что не очень типично для тогдашнего рока), высокий профессионализм, тексты Кормильцева и Бутусова воспринимались как идеальное чувство того времени.
Тогда уже прошла эпоха подпольных концертов и тем более "квартирников" (да и Свердловские группы никогда не выступали на квартирниках),
но на большую эстраду выход "рокерам" был закрыт (первоначально и сами туда не стремились). Поэтому, приезжая в Москву или в Питер, группа давала много концертов.
Ни каких административных препятствий не было, но билеты официально не распространялись. Концерты проводились чаще в продвинутах ДК (на плохой аппаратуре группа не выступала).
О концертах иногда договаривались за несколько часов, но залы были полные.
Нау был больше чем музыкальным явлением. Его цитировали в разговорах, показывали во "Взгляде", его песни орали пьяные на улице.
Бомба Нау взорвалась с альбомом "Разлука"

АИ
Бомба рванула на концерте свердловского рок-клуба 5 сентября 1986 года. На сцене встал новый «Наутилус». Они были неподвижны, как на расстреле, и все с накрашенными глазами. Бутусов и Умецкий широко расставили ноги в блестящих сапогах и держали гитары как автоматы. Умецкий – с длинной косой чёлкой, будто махновец, а Бутусов – в галифе и в каком-то френче. Прожектора били в зал. Аскетизм поведения музыкантов освободил энергию музыки, и публику снесло.
И дальше уже покатилась цепная реакция – для группы и для страны. «Нау» вздымал стадионы, оглушал города, взламывал все иерархии и лидировал в хит-парадах. Он добрался до всех: до людей немолодых, не знающих ничего, кроме советской эстрады; до снобов и мажоров; до плебса, у которого музыка означала дискотеку; до агрессивных нефоров, которые слушали только Black Sabbath и Sex Pistols; до глупеньких девочек, что простодушно влюблялись в Бутусова.
Кумулятивный эффект «Нау» состоял в будоражащем сочетании протеста и чувственности: клавишно-саксофонный мелодизм, доходящий порой до сладкой шлягерности, плюс сильный и красивый голос фронтмена Бутусова, брутального секс-идола, плюс обжигающая узнаваемость ярких и реалистичных текстов.
«Скованные одной цепью» звучали сразу как величественный гимн СССР и как прощальный хорал. Драматизм «Наутилуса» был глубинным, а героика – латентна, но это и выкупало граждан Союза, которые ещё сами не понимали, чего они хотят. В 1987 году «Нау» гремел в Москве, Питере, Вильнюсе и Новосибирске, а в 1988-м – уже по всей стране и за её пределами.
Началась наутилусомания.

4.
ТБ
Проведя с огромных успехом пять фестивалей, Свердловский рок-клуб закончил свое существование. Рок перестал быть запретным, коммерциализировался, к музыкантам пришли слава и деньги, и рок-клуб фактически исчерпал свое назначение...

Судьбы основных участников Свердловского рок-клуба сложились по-разному. "Наутилус Помпилиус", пережив несколько распадов и смен состава, окончательно прекратил существование в 1997 году, изредка воссоединяясь для разовых мероприятий. Его лидер Вячеслав Бутусов продолжает выступления с различными группами. Раздельно выступают лидеры группы "Агата Кристи" братья Глеб и Вадим Самойловы. Продолжает выступать группа "Чайф".
Александр Пантыкин закончил консерваторию и стал композитором, он известен музыкой к многим популярным фильмам и театральным постановкам.
Илья Кормильцев работал как переводчик, литературный и музыкальный критик, занимался издательской деятельностью. Умер в 2007 году.

Тридцатилетие Свердловского рок-клуба в 2016 году было отмечено концертом на главной площади Екатеринбурга. 30 тысяч зрителей вместе с постаревшими музыкантами завершили концерт песней "Гудбай, Америка".

Говоря о влиянии Свердловского рока на культурную жизнь России, нельзя не упомянуть уроженца Свердловска режиссера Алексея Балабанова: саундтрек его культового фильма "Брат" составили композиции групп "Наутилус Помпилиус" и "Настя". В фильме "Брат-2" также звучали песни групп Свердловского рок-клуба. На счету режиссера документальный фильм "Настя и Егор", посвящанный рокерам Насте Полевой и Егору Белкину.

К памятным местам Сверловского рок-клуба в Екатеринбурге можно отнести прежде всего ДК имени Свердлова, где он размещался и где прошел первый его фестиваль (улица Володарского, 9). Кстати, рассматривалась возможность переименования улицы Володарского в улицу Свердловского рока, но оно так и не состоялось.
В 2015 году на Уралмаше, в бывшем здании Дворца Культуры Уралмашзавода состоялось открытие небольшого музея истории уральского рока и музыкального оборудования.
На здании химического факультета УрГУ, где учился Илья Кормильцев, установлен памятный знак.
К теме рока имеют непосредственное отношение памятник Битлз и "переход Виктора Цоя" с граффити, посвященными музыканту.
А осенью 2020 года появилась музыкальная экскурсия, посвященная Свердловскому рок-клубу. Во время ее проведения в наушниках экскурсантов звучат песни.

Здесь можно ставить много видео, но обойдусь двумя. Одно очевидное, без которого не обойтись



Второе совсем неочевидно. Это фрагменты фильма свердловчанина Дмитрия Астрахана "Всё будет хорошо" с музыкой Александра Пантыкина. Музыкант на белом Мерсе (?) из первой сцены неуловимо напоминает мне того же Бутусова.



Постскриптум. Мне так и не удалось увидеть Наутилус Помпилиус, и только в совсем другую эпоху, кажется, лет 10 назад мы пошли на концерт Бутусова с Ю-Питером. Между зрителями ходила корреспондентка радио (или ТВ? не помню) и что-то у них спрапшивала. Метко выцепив наши рожи как резко выделющиеся из гораздо более юной публики, она задала нам вопрос, смысл которого сводился к "Ребята, а что вы тут делаете такие старые?". Не помню. что мы ей ответили, но помню, что я подумала: странно, что никому не приходит в голову задаться вопросом, а что тут делает Бутусов, который на год старше моего мужа.
А между тем, рок - это состояние души, которое объединяет тех, кто на сцене и в зале. И оно живо даже когда, казалось бы, напрочь забыто.
Tags: рок-н-ролл жив
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Кормильцев. 2. Урфин Джюс

    Итак, возвращаюсь к тому, на чем кончила. Все начиналось гораздо раньше, чем в конце 80-х, когда песни Наутилуса запела вся страна. Группа Урфин…

  • Кормильцев. Оглавление.

    Кормильцев. 1. (без названия) Кормильцев. 2. Урфин Джюс Кормильцев.3. Великое рок-н-ролльное надувательство Кормильцев. 4. За пределами рока.…

  • "Рок-н-ролл" жив, или про поход в театр

    Который день не могу понять, писать ли о первом за много лет целенаправленном походе в театр (несколько раз были по билетам, взятым "на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

Featured Posts from This Journal

  • Кормильцев. 2. Урфин Джюс

    Итак, возвращаюсь к тому, на чем кончила. Все начиналось гораздо раньше, чем в конце 80-х, когда песни Наутилуса запела вся страна. Группа Урфин…

  • Кормильцев. Оглавление.

    Кормильцев. 1. (без названия) Кормильцев. 2. Урфин Джюс Кормильцев.3. Великое рок-н-ролльное надувательство Кормильцев. 4. За пределами рока.…

  • "Рок-н-ролл" жив, или про поход в театр

    Который день не могу понять, писать ли о первом за много лет целенаправленном походе в театр (несколько раз были по билетам, взятым "на…