Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars

Category:

О восприятии кино.

В последнее время дважды столкнулась с тем, насколько по-разному воспринимаются фильмы разными людьми. Все еще не перестаю этому удивляться. В своей простоте мне все еще кажется, что восприятие фильма задается тем, что автор хотел нам сказать, а вариации понимания не так уж велики. Ан нет...
Два фильма объединяет то, что они про любовь. И то, что их герои действуют вопреки стереотипам и казалось бы, разумному поведению. И еще то, что это хорошие, запоминающиеся фильмы.
Оба разбираю по частично общей схеме: видеофрагмент, мое понимание, альтернативное понимание.

Ты у меня одна (1993), режиссер Д.Астрахан. Смотрела давно, периодически пересматриваю фрагменты. Вот и вчера ютуб предложил ролик, благодаря просмотру которого этот пост и появился. Это - клип сделанный в основном из той финала фильма, перед титрами.



Для меня это фильм прежде всего о любви и о том, что она важнее жизненных передряг и о верности своему пути, даже если он идет вразрез с общепринятыми ценностями, о честности перед собой и другими. В каком-то смысле фильм стал опорой в те непростые годы. Из моего комментария к рецензии, которую сейчас буду цитировать: "Может быть, он по жизни и неудачник, но не это главное. Он находит опору в семье и в любви - и в выходе... немного в другое измерение жизни. Там потрясающая финальная сцена, которая переводит фильм в немного другую, надбытовую плоскость что ли"
А вот рецензия весьма уважаемого мной блогера

Внешние события (развал СССР, наступление агрессивного капитализма и т.д.) не являются причиной проблем Евгения Тимошина (Александр Збруев). Он и ранее не хватал звёзд с неба, не был опорой для семьи, ничего не добился. Классический неудачник. Но сейчас наступает тот момент, когда он должен прекратить плыть по течению и попробовать что-то сделать для семьи. Однако, если человек никогда ничего не решал, с чего вдруг он станет пробивным и ответственным в сорок лет? Куда как удобнее продолжать плыть по течению.
Можно понять его жену Наташу (Марина Неёлова), которая из красивой улыбчивой девушки превратилась в агрессивную истеричную стерву. Станешь стервой от такой-то жизни.
Можно понять и Аню Коливанову (Светлана Рябова), встретившую в лице "дяди Жени" свою первую девичью любовь и понадеявшуюся на чудо... Возможно, если бы у Ани было больше времени, она бы смогла продавить амёбного Тимошина, вот только радости ей бы это не принесло. И вряд ли Наталье принесёт радость тот факт, что муж остался с ней - рано или поздно конфликты вернутся, ведь слизняк так им и останется.
Печальная история. И она, повторюсь, не о том, что развал СССР разрушил жизни, а том, что люди сами себе всё разрушают. Кризисные же внешние обстоятельства - просто катализаторы.


Если героя фильма "Ты у меня одна" можно назвать странным мужчиной, то второй фильм так и называется - "Странная женщина" (1978, режиссер Ю.Райзман). Смотрела очень давно, не пересматривала много лет, но помню неплохо. Сюжет пересказывать не буду, скажу лишь, что героиня действительно совершает много странных поступков в поисках пути, который кажется ей своим, внутренне правильным, в запутанных отношениях с мужем, любовником и влюбленным в нее человеком.

Что же я читаю у очень уважаемой мной дамы - профессионального психолога, несколько старше меня.

С самых первых кадров Евгения (в исполнении Купченко) всем недовольна, говорит сухо и иногда даже грубо. Хотя ее жизнь по реалиям 1977 года протекает прекрасно... Отношения с любовником Николаем (которого играет Лановой) у нее нервные, она постоянно затевает с ним какие-то дискуссии о любви и отсутствии романтики... Она свалилась на голову старушке-матери со своей депрессией, поселилась в ее крохотной квартирке, ходит год в затрапезной одежде с мрачным лицом. Бедного юношу, который имел несчастье в нее влюбиться, она гонит как приблудного пса.
Вот и скажите, кого тут надо больше жалеть? Мне жалко ее близких.
По задумке режиссера, мы должны пожалеть Евгению потому что она ищет настоящей романтической любви, а никто ей ее не дает. На самом деле, ей было отпущено много разных вариантов любви со стороны мужа, любовника а потом и молодого человека, но она не смогла их оценить и принять.
Сейчас с позиции психолога мне понятно, что образ главной героини нереалистичный.
Не так выглядят и ведут себя женщины, ищущие романтической любви. Они сами романтичны, женственны и ласковы. Только такое поведение может притянуть романтически настроенного мужчину. А если женщина ходит с мрачным видом, всеми недовольна, то с ней даже заговорить страшно.
...Меня удивил ее инфантилизм и эгоизм. Какие-то фантазии не по возрасту и безответственность по отношению к сыну.


Дальше идет ссылка на видео с комментарием:
Смотрю эту сцену из фильма и удивляюсь дикости поведения героини. Она шарахается от объятий любимого человека как от хулигана в парке. Если ей это неприятно, зачем морочить голову мужчине.
По сюжету, это почти начало фильма, когда героиня еще мечется между своей влюбленностью и нежеланием изменять мужу и рушить более, чем благополучную по тем временам жизнь.



Посмотрев фрагмент, я удивленно замечаю:
А мне показалось, что нам демонстрируют моральные терзания героини. Для замужней женщины вполне естественно уклоняться от объятий мужчины. Тем более, 50 лет назад.
На что получаю ответ.
Так принято было "терзаться" в 19 веке. А в 20 веке замужняя женщина должна была сразу решить, на что она согласна, а не водить мужчину по лесам. Он же жалуется, что это не первая их прогулка. Они же не случайно встретились в лесу, а специально приехали туда. Им уже под 40 лет. У мужчины есть определенные ожидания. Он удивлен и раздосадован ее реакцией. Мне она тоже кажется неадекватной. Это называется у Берне "динамить": завлекать и не давать.
Ноу комментс.
В общем, в очередной раз подтвердилось, что каждый видит в фильме то, что соответствует его собственным стремлениям. Я похоже романтическая натура, раз в обоих случаях вижу прежде всего любовь и моральный выбор, с ней связанный. А мои собеседники - в одном случае - слизняка и лузера (мужчина мужчину), в другом - инфантильную эгоистку (женщина женщину).
Может быть, для вас это естественно, а я - наивный романтик - не перестаю удивляться.
Tags: кино, психология
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments