Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars

Categories:
  • Music:

Другой Петербург. Модерн на Петроградской

У меня сложные отношения с модерном - притягивает и настораживает одновременно. Радует неожиданность форм, яркость красок, смелость переходов. Смущает... избыточность что ли, нарочитая роскошь, изобильность декора и фигур.
Я толком не знаю, что такое модерн, думаю, более пристальное знакомство с ним еще впереди. Знаю однако, что модерн расцвел в России быть может в самое  продуктивное (в плане искусства) для нее время - на рубеже веков, что это не только направление в архитектуре, но часть той среды (а можно непочтительно выражаясь современным языком, сказать "тусовки"), которая оставила свой неповторимый след в русской культуре. Среды, где переплетались  великие имена и разные направления искусства и на глазах рождались новые. И где интересно жили интереснейшие люди.
А камертоном к моему рассказу станет  потрясающее эссе неизвестной мне АлМиРы, на которое я случайно наткнулась в поисках материала. Всем рекомендую оригинал www.tbg-brand.ru/node/83758 Она гораздо лучше меня знает, что такое модерн:

"Они (дома) отличались от остальных какими-то «неправильными» фасадами; немного давящей темноватой отделкой или, напротив, режущей глаз неспокойной цветовой гаммой; каким-то необыкновенно оригинальным – пусть порой и излишне простым или даже грубоватым - декором.
Эти дома как будто выпучивало на улицы – то эркерами, то огромной витриной (непременно ассиметрично сбоку) – или в небо – башнями, вылетавшими из крыши в самом непредсказуемом месте – не «по правилам»...
Стены временами казались живыми – они настолько были пластичными в своей неправильной форме, что, проходя мимо и случайно подняв глаза, можно было вздрогнуть в изумлении – это здесь откуда взялось?.. тут такого не стояло... – настолько менялся контур, стоило сдвинуть точку обзора на пару метров вправо или влево.
Это потом я узнала, что модерн и появился в результате отрицания векового господства принципа «от фасада к интерьеру» и перехода к обратному – от того, что хотим иметь внутри, зависит фасад.
Отсюда и сумасшедший танец разнообразных окон по стенам, и выпячивание отдельных частей, и царство ассиметрии....
Санкт-Петербург не просто был затоплен модерном, он и сейчас является одним из немногих городов мира, где здания в стиле модерн составляют крупнейшие и неповторимые ансамбли – это Невский и Каменноостровский проспекты и Каменный остров."



А начнем мы... опять с мечети. Потому что, несмотря на Самаркандский "оригинал", такая мечеть могла появиться именно в эпоху модерна с ее яркими красками и смелыми сочетаниями. По крайней мере один из ее создателей  был теснейшим образом связан с этим направлением. И невзирая на немалое число известных работ, именно мечеть считается лучшим его произведением.



Художник-керамист Петр Ваулин являлся организатором и заведующим знаменитой гончарной мастерской "Абрамцево", где работали Врубель, Головин и много кто еще. В середине 1900-х годов он основал собственную керамическую мастерскую под Гатчиной. Среди его работ - украшения Ярославского вокзала и Третьяковской галереи в Москве, Кронштадского Морского собора, фризы по рисункам Рериха на Большой Морской в Петербурге ( были рядом и не посмотрели :( ) Любопытно, что внуком Ваулина был замечательный композитор Андрей Петров, который тоже жил на Петроградской.
Рядом с мечетью находится дом, которому стоило бы уделить больше внимания, чего мы потрясенные мечетью, увы, не сделали. От него - только одно фото. Это знаменитый особняк Кшесинской (1904-1906), ныне музей политической истории России (бывший музей революции). Хорош...


Напротив мечети и особняка, в Александровском парке, еще один удивительный дом. На здании ортопедического института  - майолика "Богоматерь с младенцем". Это самая ранняя в Петербурге монументальная керамическая композиция и одна из первых больших работ Петрова-Водкина.



Майолика привлекала Р.Ф.Мельцера, автора проекта ортопедического клинического института, долговечностью, художественным и физическим единством с архитектурной основой, возникавшими «в силу неувядаемости красок и однородности с материалом сооружений». Эскиз Богоматери художник писал в Петербурге с натурщицы: "отвел мне Роман для этого целый дом. С каким нетерпением ждет он, как у меня выйдет – начало, видимо, его радует".  Размер панно 7 аршин (4м 97 см). Так как керамическая живопись выступала здесь в новом качестве, которое она приобрела в пору модерна: изображение создавалось не росписью по стандартным плиткам, а подбором фигурных разномодульных кусков (первым такой приём ввёл М.А.Врубель), панно решено было отливать в Лондоне из-за отсутствия возможности сделать это в России. Поздней осенью 1904 года панно было доставлено в Петербург. Художник был немного расстроен тем, что майолика значительно отличалась от эскиза на картоне. Сохранены были общие стилистические черты образа Богоматери и младенца, но цвет претерпел значительные изменения, неизбежные при ограниченных цветовых возможностях глазури и обжиге - с красного в одеждах Богородицы и младенца на голубой.
И однако же эта "неожиданная" Богородица, непохожая ни на привычные иконные образы, ни на более поздние работы художника, впечатляет и запоминается.
Мы добрались только до начала Каменноостровского проспекта. Но... здесь сыграло свою роль то, что я назвала в самом начале избыточной пышностью. Для меня - чрезмерно: слишком  много скульптур и завитушек, слишком парадно и помпезно. Поэтому, хотя у меня честно были переписаны на бумажку все номера домов, на которые надо смотреть, бумажкой этой я ни разу не воспользовалась. И не так уж на многое "вскинула" фотоаппарат.  Вот  что в итоге получилось.







А на следующий день мы гуляем по окрестным улицам и там находим вот этот чудный дом; это здание ЛЭТИ, важная страница научно-технической Петроградской, которую мы не успели изучить: где-то недалеко институт великого Павлова и памятник собаке, и Ботанический сад, где мы только вдоль забора прошлись, и много чего еще. Но мы успели только полюбоваться домом


А это мы стоим на остановке в ожидании маршрутки, которая увезет нас с Петроградской, льет дождик, а я с благодарностью смотрю на те самые скульптуры, которые накануне казались избыточными. Может быть, они предназначены не для яркого летнего дня, какими редко балует Петербург, а вот для такого хмуро-серого неба... А может быть, просто жаль расставаться с Петроградской.




Tags: #словопетербургу, Питер, модерн, путешествия, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments