Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars

Category:

Про "Белые ночи" и кино между СССР и Россией



Когда-то я довольно много смотрела кино и даже немного в нем разбиралась (впрочем, это было давно и неправда). И хотела написать об удивительном времени в истории нашего кино, о котором мало кто сейчас вспоминает. В самом конце 80-х - начале 90-х годов XX века был странный период: когда снимать, не считаясь с цензурными, идеологическими и прочили ограничениями было УЖЕ можно, а деньги на то, чтобы снимать, ЕЩЕ были. А может быть, переживание гибели страны и привычного мира служило катализатором творческих порывов. И многие режиссеры сняли если не свои лучшие, то свои самые неожиданные и "странные" фильмы.
Те пять фильмов, о которых я хотела написать, объединены странным соединением невозможного и реального, фантасмагории и качественного советского кино, прекрасных актерских работ и новаторской музыки. Пятый я, к сожалению, забыла, а вот четыре перечислю, в надежде, что ЖЖ окажется крепче моей памяти.
Карен Шахназаров. Город Зеро (1988). Композитор Эдуард Артемьев
Олег Тепцов. Господин оформитель. (1988). Композитор Сергей Курехин. В отличие от предыдущих, это фильм режисера-дебютанта, выросший из дипломной короткометражки.
Сергей Соловьев. Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви (1989). Композитор Борис Гребенщиков
Сергей Овчаров. Оно. (1989) Композитор Сергей Курехин

Беда в том, что зрителей у этих фильмов было немного: в кино уже не ходили (не до того было), а видео еще не стало массовым. Те фильмы, которые я перечислила, мне кажется, все-таки остались в памяти, но похоже, немало было таких, которые незаслуженно канули в неизвестность. Про один из таких фильмов я узнала случайно и несмотря на громкие имена создателей, подозреваю, он не только мне неизвестен. А понравился очень. Можно ли его поставить в один ряд с перечисленными фильмами? И да, и нет. Расскажу немного о нем, а если тема интересна кому-нибудь, с удовольствием продолжу разговор о фильмах того странного времени.
Леонид Квинихидзе - отличный режиссер, из его фильмов видела "Небесные ласточки" и "Мэри Поппинс" - фильмы блестящие, отлично смотрятся, но... я бы сказала, неглубокие. Они доставляют радость, но не вызывают серьезных чувств. И вдруг случайно узнаю, что в 1992 году он ставил "Белые ночи" по Достоевскому, где действие перенесено в современность.
Заинтересовалась, нашла, посмотрела 10 минут, с трудом оторвалась (времени не было), поняла, что надо смотреть.

Герой Достоевского в фильме - водитель, который работает по ночам, развозит хлеб по булочным. Как и у Достоевского - мечтатель вне повседневной жизни, с огромным обаянием тонкого, совершенно небрутального мужчины. Его играет  Вадим Любшин, сын Станислава Любшина, который так и не стал известным артистом (а жаль). Его "соперник" (Николай Еременко) - из тех, кого скоро станут называть "новыми русскими", но без малиновых пиджаков и криминальных замашек, скорее с усталой печалью много чего повидавшего человека. Героиня тоже хороша - и как и герой, сейчас неизвестна.
Просто удивительно, как точно удалось переложить сюжет Достоевского на реалии начала 90-х - неустроенность,  неясность будущего, тягу к красивой жизни, криминал, хрупкость и непонятность настоящего - под стать хрупкости и неясности очертаний белых ночей. Как легко язык Достоевского сочетается с "Вы что, шизанутый?" (героиня - герою в первую ночь)
Ах, какой там Петербург (А может быть, еще Ленинград?) - до боли знакомый и неизменно прекрасный, застывший в нервном ожидании то ли утра, то ли более понятной жизни. Оператор Эдуард Розовский снимал еще "Человек-амфибия" и "белое солнце пустыни".
Как ностальгично смотрится фильм сегодня - когда прекрасно понимаешь, что эпоха тревог и надежд, ожиданий и неопределенности давно ушла в прошлое...
Музыка хороша (композитор Максим Дунаевский), но фильм не музыкальный. Единственная сцена, которая вызвала вопросы, в том числе, а нужна ли она - песня в конце.

Не буду пересказывать сюжет, там довольно много дететалей и сюжетных ходов "не по Достоевскому". Вернусь к вопросу, который я сама себе задала: можно ли "Белые ночи" поставить в один ряд с фильмами, которые я назвала в начале поста. думаю, да, хотя рассказанная история вполне реалистична. Но "провалы" героев в эпоху Достоевского, да и сама  магия белой ночи создают еще одно измерение фильма, придавая ему очарование "иной" реальности.

А кто помнит хорошие фильмы того времени? Полагаю, среди них можно найти забытые, но прекрасные ленты.

Tags: кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • О восприятии кино.

    В последнее время дважды столкнулась с тем, насколько по-разному воспринимаются фильмы разными людьми. Все еще не перестаю этому удивляться. В своей…

  • От "Русского проекта" до "Карнавальной ночи-2"

    В новогодний вечер я исполнила странное желание, возникшее, когда составляла "Новогодний каталог": пересмотреть "Карнавальную…

  • Про кино и про жизнь

    - Но ведь сказка это одно, а жизнь - совсем другое. Ведь правда? - К сожалению, правда ("Старая, старая сказка". Финал) Марафон на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments

Posts from This Journal “кино” Tag

  • О восприятии кино.

    В последнее время дважды столкнулась с тем, насколько по-разному воспринимаются фильмы разными людьми. Все еще не перестаю этому удивляться. В своей…

  • От "Русского проекта" до "Карнавальной ночи-2"

    В новогодний вечер я исполнила странное желание, возникшее, когда составляла "Новогодний каталог": пересмотреть "Карнавальную…

  • Про кино и про жизнь

    - Но ведь сказка это одно, а жизнь - совсем другое. Ведь правда? - К сожалению, правда ("Старая, старая сказка". Финал) Марафон на…