Мы ехали в Венецию с огромными ожиданиями и немалой тревогой. Мы ждали встречи с "самым сумасшедшим городом Европы", с самым насыщенным культурными кодами и ассоциациями городом мира, с любимым городом Бродского. А еще с городом, где очень легко заблудиться и нужно обязательно ходить по Гугл-картам или maps.me. А у нас всего семь часов...
Не ждите полезного рассказа о планировании поездки в Венецию, хотя информации будет немало и возможно она окажется кому-то нужной. Фотографий тоже пока мало. Сегодняшний рассказ - прежде всего об эмоциях, сопровождавших подготовку и начало нашей встречи с Венецией.
Я уже писала, что в порядке подготовки мы смотрели фильм "Прогулки с Бродским". Немолодой застенчивый человек (и никому не ведомо, что ему осталось всего три года жизни) в сером плаще ходил по Венеции под зонтиком, заходил в кафе, сидел на набережной, читал стихи своим невероятным голосом, беседовал с другом, которого не видел много лет. Он почти не рассказывал о Венеции, он просто существовал в ней - в зимней Венеции дождя и тумана, снятой на блеклую пленку, но заряженной энергетикой гения. Мы не столько смотрели Венецию, сколько проникались ей.
И было еще воспоминание об очень старом любительском видео приближения к Сан Марко по лагуне, примерно как на верхнем фото, только не так лучезарно (я нашла это видео перед тем, как писать пост, оно совсем не такое, как осталось а памяти - но это уже не имеет значения) - и хотелось испытать что-то подобное. Но город оставался загадкой, кроме Сан-Марко, мы ничего не знали; чтобы разобраться, нужен был путеводитель. За малый формат был выбран карманный Berlitz, в котором оказались отличные (для малого формата) карты и толковая схема маршрутов вапоретто (катеров) - более понятная, чем в Интернете. План начал проясняться, и с оставшимися вопросами я обратилась на один давно посещаемый форум.
План на тот момент выглядел следующим образом:
"С вокзала проехать на вапоретто до острова Лидо и сразу же обратно, для того, чтобы посмотреть панораму Венеции с моря (очень хочется). Потом высадиться на Арсенале или Жардини и двигаться к Сан-Марко. От Сан-Марко, если будет время, планируем Дорсодуро, желательно с мысом Punta della dogana".
Форум обогатил меня ценной ссылкой на расписание вапоретто (которое, оказывается, открывалось только с итальянского варианта сайта) http://actv.avmspa.it/it/content/orari-actv и... ураганной критикой в таком стиле: "Для этого необязательно тащиться на Лидо. Достаточно доплыть до Сан Джорджо" "Если пойдете пешком от С.Марко через Академию, много времени потеряете. Точно к сумеркам придете на мыс" "У вас в принципе времени мало, а хотелок много. Надо приоритеты расставить. Потому что пока у вас получается не Венеция, а инспекция водного транспорта" (чтобы избежать сложностей ориентации, возвращение на вокзал было тоже запланировано на вапоретто). Тем не менее, после изучения расписаний стало понятно, что вапоретто ходят часто (3-5 раз в час), идут сравнительно быстро и планы реальны.
Вторым "проблемным местом" были билеты. Ехать нам предстояло с пересадкой в Болонье, от Болоньи до Венеции мы взяли билеты на скоростной поезд с фиксированным временем отправления. А до Болоньи можно было почти за то же время, что на скоростном, доехать на обычном поезде, за гораздо меньшие деньги: на скоростном поезде на пересадку был час, на обычном - полчаса. Опытные люди заверили меня, что полчаса - более, чем достаточно, даже с учетом пресловутых опозданий, но я до последнего сомневалась: может быть, все же взять скоростной? Впрочем, логистика - источник моей постоянной тревоги, на которую я и списала желание подстраховаться и торчать лишние полчаса на вокзале.
Еще мы честно закачали maps.me и карту Венеции, но было предположение, что учиться пользоваться надо заранее. Мы оказались правы: открыть карту так и не удалось. Маршрут от Сан-Марко до Салюте и от Заттере до вокзала прочертили на карте из путеводителя. Второй из них поверг меня в ужас количеством неочевидных поворотов. Нет, - решила я, - поедем на вапоретто.
На этот раз моя тревога оказалась не напрасной. Наш поезд встал после первой или второй остановки и чередуя остановки с небольшими переездами с черепашьей скоростью, провел в полях в районе Чезены незапланированные минут 40. Пропустил два скоростных поезда (в том числе тот, на который мы не взяли билеты), потом еще стоял. Опоздание на ближайшую станцию составило 35 минут! А у нас на пересадку ровно 35 минут :((
За это время я перепилила мужа, мысленно попрощалась с недешевыми оплаченными билетами в Венецию, с самой Венецией, прикинула, что надо смотреть Болонью, а в Венецию ехать завтра (но... 31 декабря), еще раз попрощалась с Венецией и... увидела на табло одной из станций, что опоздание уже 20 минут. Снова возникла надежда, что мы успеем, которая постепенно крепла.
В общем, в Болонью мы прибыли с опозданием всего на 10 минут, плохо соображая, промчались по гигантскому вокзалу на минус третий этаж и прибыли на перрон одновременно с поездом. Про полтора часа в нем не помню ничего: то ли спала, то ли пребывала в ступоре.
И вот мы выходим на вокзальную площадь, сразу натыкаемся на очередь за билетами на вапоретто, покупаем суточные билеты, пытаемся разобраться в системе причалов, которых несколько. Потом видим подходящую "единичку" (нужный нам маршрут), спрашиваем: "Сан-Марко, Лидо?", нам кивают и так и не разобравшись, где компостировать билет, впрыгиваем в вапоретто. Не прошло и 15 минут с прихода поезда, а мы уже плывем по Гранд-каналу.
2.
Я на автопилоте достаю фотик, пробираюсь к борту и начинаю снимать. Повторяю мысленно: "Это Венеция. Мы добрались до Венеции. Мы в Венеции". Но ступор, похоже, продолжается. Все, что я понимаю, так это то, что Венеция выглядит точно такой же, как на фотографиях, и я не чувствую ничего сверх того, что чувствовала, разглядывая чужие фото. Но погода съемочная, собственные кадры упускать нельзя.
3.
3.Ободранность тоже надо запечатлеть: Венецианский колорит
4."Ну красота же" - щелкает в голове
5.Наверное похожее фото привозит из Венеции каждый. Но удержаться невозможно.
6.Где-то на этом месте меня начинает "отпускать", и я с радостью думаю, что скоро мы сюда пойдем
7.А вот и Сан-Марко
8.Ой, сколько народа... Но мы пока едем дальше
9.И вот он - тот самый вид, ради которого была задумана поездка до Лидо
И я наконец способна восхищаться им и радоваться Венеции.
Все только начинается...