Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars

Categories:

Педология: наука или лженаука?



Советская психология начиналась именно с того, что потом было признано главной буржуазной идеалистической теорией (психоанализ) или даже извращением (педология). Про психоанализ я рассказывала в прошлый раз, сегодня поговорим о педологии. Не рискуя оценивать это сложное и противоречивое явление, я тем не менее постараюсь показать, что печальная участь педологии в СССР была неизбежна.

Что такое педология
В начале XXI века нам трудно представить, какое огромное значение имела педология почти сто лет назад в молодой стране, не до конца оправившейся от революции и Гражданской войны, где 70% населения были неграмотны. Но нарком образования Луначарский был уверен: Надо, чтобы в мозгу каждого учителя жил может быть маленький, но достаточно крепкий педолог. О размахе педологических исследований говорит тот факт, что при изучении педологами идеалов советского школьника было собрано и обработано 120 000 анкет (буквами: сто двадцать тысяч!). Современные социологические опросы как правило ограничиваются двумя тысячами. Короче говоря, педология в молодом советском государстве стала очередной панацеей, с помощью которой страна рассчитывала воспитать "правильного" советского человека.

В основе педологии как науки лежит здравая и привлекательная идея о необходимости целостного, междисциплинарного изучения ребенка. Сам термин возник еще в конце XIX века. Педологи считали, что педагог, психолог, физиолог, врач - каждый из них видит ребенка по-своему и описывает его на своем языке, при этом закономерности развития ребенка как целого остаются вне сферы их интересов. Восполнить этот пробел и должна новая наука педология.
Педологами считали себя многие выдающиеся психологи того времени.


Большинство педологов работали в школах, причем на них возлагались примерно те же задачи, что на нынешних школьных психологов. Педологи занимались комплектованием учебных групп; отбором во вспомогательные школы; изучением отклоняющихся от нормы детей; работой с родителями; отбором детей при приеме в школы.
Чтобы понять сложность задач, стоящих перед педологами в 20-е годы, нужно вспомнить, что в стране было огромное количество детей, из-за войн и революций бросивших школу или никогда в ней не учившихся, миллионы беспризорников. А педологу предстояло определить, к примеру: ребенок, который в 12 лет едва знает буквы и не умеет считать - умственно отсталый или просто забыл все, чему давным-давно его учили в школе? А ведь от такого решения зависела судьба человека. Поэтому педологам предписывалось изучать среду, в которой рос ребенок, наблюдать за ним на уроках, общаться с родителями и пр.

Косвенные данные говорят о том, что по крайней мере в столицах работу педологов ценили и ими дорожили. Так, в Москве считалось недопустимо мало иметь одного педолога на тысячу детей. Каждый ребенок проходил обследование интеллекта с помощью весьма сложного теста (тест Бине), который сейчас в силу своей сложности обычно в школах не используется. А в Ленинграде, в 1932 году возникла идея мобилизовать педологов для организации колхозов (кто помнит историю - так называемое движение "десятитысячников"). Ни одна из сотни Ленинградских школ своего педолога не отдала.
А вот свидетельство моей мамы, которую при поступлении в первый класс тестировал педолог. В числе прочего, он спрашивал ее, что делают топором, пилой и рубанком: про рубанок мама не знала (сказала, что рубанком рубят), но тем не менее, ее определили в самый сильный класс (что было правильным, исходя из ее достижений). Любопытно, что почти все в классе, в отличие от мамы, умели читать, но педологу удалось определить именно потенциал ребенка.

Однако положительные примеры - это скорее о работе немногочисленных столичных педологов. Основная масса педологов не имела ни времени, ни образования, необходимых для серьезной индивидуальной работы с детьми. Поэтому основным орудием работы педолога стали тесты и еще раз тесты.

Тесты, тесты, тесты


Если бы вы спросили  кого-то, кто лично сталкивался с педологами (как моя мама), что они делают, то скорее всего, получили бы ответ: "Дают тесты". Это в каком-то смысле справедливо. Вот отрывок из  заметки  1927 года: "Тестирование грозит стать бытовым явлением нашей школьной жизни. Одни школы пачками выписывают тесты из центра и с поразительным рвением пытают по ним детей. Другие берут на себя разработку местных тестов"
Тестирование привлекает своей быстротой и кажущейся простотой. О грамотном создании и применении и тестов большинство педологов даже не подозревали. Отрывок из автобиографической повести В.Шефнера, где действие происходит в Ленинграде 20-х годов, дает представление если не о том, как работали педологи, то о том, как их работа виделась со стороны. Конечно, это пародия, но... в каждой шутке есть доля шутки.

Вот несколько вопросов из "Облегченной универсальной тест-анкеты 17-Д для детей 8-12 лет" и ответы героя повести (в скобках).

- 78 911 277 помножь в уме на 84 567 654 998 765 551 и раздели на 0, 167 664 97 (ответа нет)

- Из нижеперечисленных музыкальным инструментом является: виадук, коньяк, лаванда, валторна, энциклика, адюльтер, колибри, декольте, орифламма, изюбр. (нужное выпиши) (виадук)

- Найди рифму к слову "корица". (Кобылица, ламца-дрица, больница, чечевица, лисица, синица, лица)

- 2 Х2 равняется? (4)

- Ты похищал: папиросы, варенье, деньги, игрушки, сахар, оладьи, зонтики, часы, сухофрукты, вино? (нужное выпиши) (Варенье, сахар, сухофрукты)


А вот вердикт педолога из повести: Объект умственно отсталый, логическое мышление отсутствует, психомоторные центры лишены торможения; общее развитие - на нуле, понятия о добре и зле - близки к нулю. В политическом отношении объект склонен к монархизму. Кроме того, объект подвержен рифмоидному бреду, что является одним из симптомов скрытой шизофрении.

Почему была уничтожена педология
История отечественной педологии завершилась 4 июля 1936 года, когда было принято постановление Центрального комитета партии "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" (педология, единственная из "лженаук" в нашей истории, была "удостоена" постановления ЦК: ни генетика, ни кибернетика этой "чести" удостоены не были). Вред педологии в постановлении объяснялся распространением "бессмысленных и вредных анкет и тестов", которые имели целью "найти максимум отрицательной и патологически извращенной информации, характеризующей советского школьника". Постановление утверждало, что "обследования умственного развития и одаренности школьников представляют собой форменное издевательство над учащимися".



На верхнем фото - карикатура Кукрыниксов в газете "Правда" от августа 1936 года "Педолог за работой". IQ - это коэффициент интеллекта.

Если допустить, что реальные педологи давали заключения хотя бы отдаленно напоминающие те, что описаны в повести Шефнера, то постановление может показаться обоснованным. Тем более, что есть легенда, по которой поводом для постановления стало заключение педолога, данное сыну то ли Сталина, то ли будущего главного "идеолога" страны Жданова. Но скорее всего, были и другие причины.

Педология, при всех своих недостатках и казусах, давала объективные данные о психологии советского человека, и именно эти данные оказались не только не нужны, но и опасны для советского государства. Так, исследования 20-х годов продемонстрировали, что уровень интеллекта у евреев и русских выше, чем у башкир и татар, а у детей служащих выше, чем у детей рабочих. Это не вписывалось в идеи равенства и братства народов, гегемонии рабочего класса.
Власть больше не нуждалась в науке как в инструменте формирования нового человека. Уже выросло поколение людей, родившихся при советской власти. А машина репрессий набирала обороты, перемалывая несогласных.

Постскриптум.
Я уже писала, что у советской психологии было две главных вредоносных буржуазных выдумки - это Фрейд и тесты (любопытно, что хотя я получила советское психологическое образование, но более 20 лет преподавала науку о психологическом тестировании будущим психоаналитикам)
4 июля 1936 года вышло постановление "О педологических извращениях", заклеймившее и запретившее психологическое тестирование. Психоанализ был уже под негласным запретом.
Почти ровно 60 лет спустя, 19 июля 1996 года, вышел Указ президента РФ "О возрождении и развитии философского, клинического и прикладного психоанализа". Тестирование было уже к этому времени реабилитировано без постановлений.
Почему-то, когда я думаю об этих двух датах, мне приходит в голову не мысль о торжестве справедливости, а афоризм о том, что история повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.

Tags: психология, я просветитель
Subscribe

Posts from This Journal “я просветитель” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “я просветитель” Tag