Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars

Categories:

Вся правда о 25-м кадре



Скандальный эксперимент про 25-й кадр, думаю, известен даже тем, кто не интересуется психологией. Зрители в кинотеатре каждую секунду  впридачу к 24-м кадрам кинофильма  получали 25-й - с рекламой. Невидимая реклама увеличивала продажи рекламируемого продукта.
Для того, чтобы разобраться в "феномене 25-го кадра" нужно ответить по меньшей мере на два вопроса. Первый: а был ли мальчик, то бишь эффект 25-го кадра? Второй: каковы психологические механизмы 25-го кадра? Сочетание ответов на эти вопросы парадоксально.

А был ли 25-й кадр?
Ответ простой и определенный: не было. Вся история 25-го кадра - фальсификация от начала и до конца. Ее автор - предприимчивый американский делец Джеймс Викери. В 1957 году он выпустил пресс-релиз, согласно которому он провел шестинедельный «научный тест» на 45699 зрителях, которые, без их ведома были подвергнуты подсознательному воздействию двух сообщений во время трансляции фильма в кинотеатре: «Пей Coca-Cola» и «Голоден? Ешь попкорн». При этом якобы фиксировались данные о росте потребления Coca-Cola и попкорна, которые составили: 18,1% для Coca-Cola, и 57,5% для попкорна.

Однако разоблачения последовали довольно скоро, а через несколько лет сам Викери признался в фальсификации.
Тем не менее, идея оказалась на удивление живучей. Так, технология 25-го кадра официально запрещена российским законодательством: соответствующие статьи есть в законе о СМИ и в законе о рекламе. К примеру, в законе о СМИ записано: "Запрещается использование... скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье". А в 2014 году служба безопасности Украины обвинила российское телевидение в использовании технологии 25-го кадра. Якобы она проанализировала телепередачи канала "Россия-24" и обнаружила 25-е кадры такого содержания: «Нацгвардия убийцы», «Бандеровцы убивают людей».

Парадокс ситуации с 25-м кадром заключается в том, что психологические механизмы, лежащие в его основе, совершенно реальны. Более того,   эффект, сопоставимый с эффектом 25 кадра, вполне достижим, правда другими средствами. Как такое может быть? Давайте разбираться.

Про подпороговое восприятие
25-кадр.jpg

Подпороговое восприятие - это не осознаваемые, но влияющие на поведение человека процессы восприятия и ощущения, протекающие как бы «под порогом» сознания. Как правило, когда речь идет об экспериментах с подпороговым восприятием, используются очень короткие или очень слабые стимулы. Несколько десятков лет назад  их предъявляли на десятые, а иногда и сотые доли секунды с помощью специального прибора, который назывался тахистоскоп. Теперь роль тахистоскопа успешно выполняет компьютер.
Ученые, занимаясь исследованием подпорогового восприятия, установили немало интересных фактов. Например, то, что показанные на подпороговом уровне красивые картинки (котики, улыбающиеся люди) улучшают оценку фотографий людей. Или то, что показанные на подпороговом уровне слова помогуют быстрее читать другие слова, показанные обычным способом, если пары слов были связаны по смыслу (к примеру слово "мышка", показанное на подпороговом уровне, увеличивало скорость чтения слова "кошка".
Еще в одном эксперименте на очень короткий срок показывали сложные фигуры, которые разглядеть и узнать было невозможно (проверяли специально). Но почему-то ранее увиденные на подпороговом уровне фигуры нравились участникам эксперимента больше тех, которые они видели впервые.

Лирическое отступление. На подобных экспериментах в качестве испытуемой (подопытной крысы) и я сидела давным-давно, помогая своему однокурснику: мы все были друг у друга испытуемыми, потому что знали, как трудно уговаривать людей потратить несколько минут или часов своего времени для участия в занудных опытах.
Мой сокурсник для выполнения диплома сконструировал примитивный тахистоскоп, где с грохотом падала крышка, открывая списки слов, в которых нужно было что-то искать (что именно, я уже забыла). А когда он стал аспирантом, то ему уже удалось получить доступ к компьютеру. В эксперименте мелькали слова:  какие-то очень быстро, какие-то медленней, и нужно было как можно быстрее их читать и нажимать на клавиши. Примерно так делалась психологическая наука.

Свидетельства существования феномена подпорогового восприятия достаточно убедительны. Проблема в том, что нет ни одного корректного доказательства влияния подпорогового восприятия на поведение человека в реальной жизни, о котором говорили сторонники 25-го кадра. Хотя эксперименты, которые докажут влияние подпорогового восприятия, к примеру, на лечение ожирения или алкоголизма, проводили, причем через много лет после того, как 25-й кадр был признан шарлатанством. Уж очень хотелось... Увы, убедительных доказательств лечебного эффекта подпорогового восприятия получено не было.

Иная картина получится, если мы поставим вопрос более широко: есть ли возможность эффективно влиять на поведение человека, так чтобы механизм или сам факт влияния остался для него неизвестным? Ответ будет: да, конечно, причем доказательства можно привести и из разных областей психологии и из повседневной жизни. Сегодня я ограничусь двумя сериями доказательств, но возможно, мы продолжим тему.

Постгипнотическое внушение
25-кадр.jpg

Зигмунд Фрейд утверждал, что немецкому ученому Бернгейму и его опытам с внушением он обязан “наиболее глубоким впечатлением по поводу возможности существования мощных психических процессов, остающихся скрытыми от сознания людей”. Опираясь на работы Бернгейма, Фрейд определил внушение (суггестию), как идею,  которая, "будучи введена в мозг загипнотизированного субъекта путем внешнего воздействия, интерпретируется субъектом как возникшая в его сознании спонтанно".

Вот несколько примеров постгипнотических внушений, взятых из работы другого мастера внушения, Милтона Эриксона, который работал в середине и конце XX века.

Было сделано внушение, чтобы испытуемый после выхода из гипноза взял книгу и положил ее в шкаф. Вот его слова: “Я весь вечер думал, что книга соскользнет со стопки на столе, и наконец это случилось. Вы не возражаете, если я положу ее в книжный шкаф?”

Стенографистке, находящейся в состоянии транса (вариант гипноза), сказали, что в течение следующей недели она будет менять карандаш на 320, на 550 и на 725 слове. В течение этого времени она писала под диктовку трех человек, каждый из которых отмечал те фразы, на которых она меняла карандаши. Было обнаружено, что она довольно точно угадывала нужное число, погрешность не превышала десяти слов, а в среднем составила около трех слов.

У пятилетней девочки проводился сеанс гипнотерапии. В это время она держала в руках свою любимую куклу. Ей было сказано (как постгипнотическое внушение), что как-нибудь еще, в другой раз, гипнотерапевт спросит ее о кукле, и при этом она должна 1) положить ее в кресло, 2) сесть рядом с ней и 3) подождать, когда она заснет.
Несколько дней спустя гипнотизер встретился с девочкой в то время, когда она играла, и как бы невзначай задал какой-то вопрос о кукле. Взяв куклу из кроватки, она с гордостью показала ее, а потом объяснила, что кукла устала и хочет спать, положила ее в нужное кресло и спокойно уселась рядом, наблюдая за куклой.

Социально-психологические эксперименты


Многие эксперименты красиво и убедительно показывают, что поведение человека в социуме определяется совсем не теми факторами, о которых он думает. Нам кажется, что мы сами принимает какое-то решение или оцениваем  других людей, на самом деле...

Случайный прохожий, входя в будку телефона-автомата, находит там "забытую" монетку. Когда он, позвонив, выходит из будки, проходящая мимо женщина роняет папку, полную бумаг. От чего зависит, помогут ли женщине собрать бумаги? Правильно, от десятицентовой монетки: получившие ее помогали в 88% случаев, а прочие... лишь в 4%.

От чего зависит, поможет ли студент - будущий священнослужитель - человеку, который оказался у него на пути и явно нуждается в помощи: он сидит, не двигаясь, кашляет и стонет, не поднимая головы? Оказывается, их поведение зависело в основном от того, насколько они спешили на психологический эксперимент: среди тех, у кого было несколько минут в запасе, помощь предложили 63%, среди опаздывающих - лишь 10%; некоторые из них, торопясь, буквально перешагивали через жертву. Ни личные качества студентов, ни тема для мини-проповеди, которую они перед этим готовили (а одна из них была о помощи ближнему) большого значения не имели.

В библиотеке выдававшая книги девушка прикасалсь рукой к некоторым читателям. В этот же день все побывавшие в библиотеке давали оценку ее сотрудникам. Те, к кому библиотекарша притрагивалась (большинство из них прикосновения не заметили, что проверялось специально), сочли ее более красивой и доброй, а также выше оценили ее ум и профессионализм.

При проведении психологического эксперимента в воздухе распылялось (в низкой концентрации, которая делала невозможным осознанное восприятие) вещество, выделенное из мужского пота. В этом случае мужчины и женщины, показываемые испытуемым на фотографиях, оценивались как более привлекательные.

Последние два эксперимента, кстати, еще и на тему подпорогового восприятия.

Я бы могла еще рассмотреть энное количество целенаправленных манипуляций, влияющих на наше поведение, которым мы подвергаемся ежедневно и ежечасно, но оставляю эту возможность для вас. А я вернусь к тому, о чем шла речь в прошлом посте - к высказыванию психолога, бихевиориста Б.Ф.Скиннера: "Свобода - ярлык, которым мы клеймим поведение, когда не знаем или не понимаем его причин"

Так есть ли место свободному,  поведению, которое зависит от наших и только наших решений? Или согласимся со Скиннером?
Tags: психология, я просветитель
Subscribe

Posts from This Journal “психология” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 104 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →