Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars

Categories:

Сабина Шпильрейн: по ту сторону "Опасного метода"

99683493.jpg

История Сабины Шпильрейн и ее взаимоотношений с двумя основоположниками психоанализа - Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом - давно вышла за пределы профессиональной среды, стала основой для статей в интернете и сюжетов кинофильмов ("Опасный метод" с Кирой Найтли - самый известный, но не единственный). Мне бы хотелось рассказать о том, что было после этого известного сюжета: жизнь и трагическая судьба этой незаурядной, даже уникальной в каком-то смысле женщины, заслуживают того, чтобы о ней знали.

Молодость
Сабина Шпильрейн (1885-1942) была родом из зажиточной Ростовской еврейской семьи и училась в Швейцарии на врача. О заболевании, которое привело ее в 1904 году в Цюрихскую клинику, где она провела почти год, достоверно известно немногое. Однако мы знаем, что после выписки из клиники она продолжила психоанализ с Юнгом - своим лечащим врачом в клинике. Многолетний психоанализ завершился, как известно, романом.

В ходе многочисленных объяснений, выяснений обстоятельств, упреков и обвинений, связанных с этой неординарной ситуацией, установилась переписка Сабины с Фрейдом, а потом и их личный контакт. Сабине удалось сохранить дружеские отношения с Фрейдом и с Юнгом и после того, как они полностью порвали все взаимоотношения друг с другом.

Все эти события не помешали Сабине получить в Швейцарии диплом врача и начать всерьез профессионально заниматься психоанализом: путь из пациентов в психоаналитики достаточно типичен для многих видных представителей этой профессии. Единственная известная ее работа была написана в 1911 году и называлась “Разрушение как причина становления”. В статье она развивала мысль о том, что влечение к смерти является неотъемлемой стороной влечения к жизни и к ее продолжению, что определяет изначально противоречивую сущность любви:

"Демоническая сила, сущностью которой является разрушение (зло) — в то же время и есть творческая сила, потому что из разрушения двух индивидов появляется новый индивид. Это и есть сексуальное влечение, которое по своей природе есть влечение к разрушению, влечение индивида к уничтожению себя. По этой самой причине оно и должно преодолевать столь большое сопротивление в каждом человеке…”

Свою работу Сабина докладывала на заседании Венского психоаналитического общества. Доклад вызвал бурную и довольно противоречивую реакцию, в частности, Фрейд отозвался о Сабине так:

Она очень талантлива; во всем, что она говорит, есть смысл; ее деструктивное влечение мне не очень нравится”.

Однако не допуская противоречий со своими догматами у мужчин, Фрейд более благосклонно относился к своим последователям – женщинам. И Сабина вскоре была принята в члены Венского психоаналитического общества
Несколько лет ушло у Фрейда на то, чтобы признать идеи, содержавшиеся в работе Сабины Шпильрейн, и в одной из своих ключевых работ “По ту сторону принципа удовольствия” он фактически повторил эти идеи в собственной интерпретации, сославшись на них следующим образом:

В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений.

Так или иначе, но идея двух фундаментальных человеческих инстинктов – жизни и смерти – Эроса и Танатоса – вошла в психологию и общественную мысль.

Сделаем небольшое отступление. Психология - эта одна из тех дисциплин, где личность психолога очень трудно отделить от его работы и профессиональных достижений. Главный инструмент психолога - он сам. Поэтому нередко случается так, что история жизни психолога становится отличной иллюстрацией тех самых теорий, которые он развивает.
Касается ли это Сабины Шпильрейн, чья единственная известная работа была посвящена влечению к смерти и саморазрушению? Зная трагический конец ее жизни, я не хочу и одновременно не могу не думать об этом...
Но мы забежали вперед.

Зрелость
В Вене Сабина знкомится с своим земляком из Ростова, тоже врачом, и 1912 году выходит за него замуж; вскоре рождается дочь Любопытно отношение Фрейда к этому событию (высказанное еще до замужества Сабины)

Вы конечно могли бы иметь ребенка, если бы захотели, но какая это будет бессмысленная трата вашего таланта.

О дальнейшей ее жизни известно довольно мало. Можно только гадать, какие драмы скрывались за скупыми фактами ее биографии. Практиковала как психоаналитик в Вене, Берлине и Женеве. Разошлась с мужем. В 1923 году вернулась в СССР, в Москву, где также активно работала как психоаналитик (в те годы психоанализ в Советском союзе был на подъеме). Отвечая на формальные вопросы анкеты, для отдела кадров, неформально написала:

Работаю с наслаждением, считаю себя рожденной, “призванной” как бы для моей деятельности, без которой не вижу в жизни никакого смысла.

Однако по-видимому что-то не сложилось с той деятельностью, без которой Сабина не видела в жизни смысла. Не прожив и двух лет в Москве, она уезжает в родной Ростов, где вновь соединяется с мужем. Рождается вторая дочь. Работает в школе – педологом, потом врачом. Переживает гонения на психоанализ, потом на педологию. Постепенно сворачивает научную деятельность и контакты – это становится опасным. В годы репрессий были арестованы все три ее брата - все они были блестящими, по-европейски образованными специалистами: психолог, биолог и инженер. Все трое погибли. Умирает муж Сабины. Умирает ее отец. Она остается с двумя дочерьми. Вот как вспоминает о ней родственница:

Была она, как все вокруг считали, безумно непрактичной. Одевалась она только в то, что кто-то ей давал. Она была похожа на маленькую старушку, хотя она была не такой старой. Она была согбенная, в какой-то юбке до земли, старой, черной…




Смерть
И однако жизнь продолжалась, дочери росли, учились, занимались музыкой. Так и застала их война.
Сабине советская власть принесла гибель близких, бедность и убогость, невозможность заниматься любимым делом. С Германией и немецкоязычной средой были свзязаны годы интереснейшей работы, общение с блестящими умами, жизнь в высококультурной среде. Это и определило ее выбор: она осталась в Ростове, фактически ожидая немцев, в уверенности, что разговоры об их зверствах – не более, чем советская пропаганда.
Для гитлеровцев она была всего лишь одной из тысяч евреев, подлежащих уничтожению. Сабина и ее дочери были убиты летом 1942 года.


Послесмертие
Посмертная судьба Сабины Шпильрейн тоже непроста. Ее имя осталось в истории лишь в виде упоминания в Фрейдовской статье. Все изменилось в 70-е годы, когда была опубликована переписка Фрейда с Юнгом, а через несколько лет найдены письма Фрейда и Юнга к Сабине и ее дневник 1909-1912 годов.



Вот тут и началась посмертная слава, где были и серьезные научные монографии, посвященные Сабине, и беллетризованные биографии, и художественные фильмы.
В конце XX века жизнью и работами Шпильрейн заинтересовались и в России, отечественные исследователи не только писали о ней научные работы, но и искали и находили тех немногих, кто лично знал ее и мог что-то о ней рассказать. В Ростове, на ее родине, проводятся посвященные ей международные конференции, на ее родном доме появилась мемориальная доска и открылся небольшой музей.



Интерес к жизни и судьбе Сабины Шпильрейн не стихает и по сей день. Таковы причуды посмертной славы.
(Использованы материалы книги Александра Эткинда "Эрос невозможного. История психоанализа в России")
Tags: психология, судьбы, я просветитель
Subscribe

Posts from This Journal “я просветитель” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

Posts from This Journal “я просветитель” Tag