Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars

Categories:

"Слуга народа" и собака Павлова



Недавно посмотрела сериал "Слуга народа", "сделавший" нового президента Украины, и не раз ловила себя на мысли о том, что живи я на (в) Украине, скорее всего тоже проголосовала бы за исполнителя главной роли, как этот сделали 75% украинских избирателей. И уже после этого возник резонный вопрос: а почему сериал так сильно повлиял на умы и голосование? Думаю, подробный анализ механизмов воздействия "Слуги народа" впереди, но один механизм для меня понятен, и я его объясню. Собственно, он нам всем хорошо знаком: он не только присутствует в школьных учебниках, но и интенсивно используется в рекламе. Ведь фактически "Слуга народа" - это рекламный ролик будущего президента длительностью в три телевизионных сезона.

Для начала напомню про условный рефлекс, открытый Иваном Павловым.
Еда попадает собаке в желудок, после чего выделяется желудочный сок. Это - безусловный рефлекс, существующий с рождения. Еда - безусловный стимул, или подкрепление. Выделение сока - безусловная реакция; такие есть и у людей, а не только у собак.
Перед тем, как собака получит еду, звенит звонок. Это повторяется несколько раз. После энного числа повторений сок начинает выделяться как только зазвенит звонок. Это и есть условый рефлекс, а звонок - условный стимул.
То есть, после нескольких сочетаний условного и безусловнного стимула (звонка и попадания пищи в желудок) безусловная реакция (выделение желудочного сока) возникает непосредственно в ответ на условный стимул (звонок).
Вот собственно и все.

- И это все? - возможно спросите вы. Какое отношение имеют собаки к нам с вами, к выборам президентов и прочим высоким материям?
А между тем механизм услового рефлекса объясняет многое в поведении человека, в частности, воздействие рекламы.

В рекламе безусловным стимулом является нечто важное и привлекательное для человека, что изображено в рекламе (красивая женщина, семейное счастье, успех и прочее), а условным - рекламируемый товар. Реклама формирует связь между товаром и чем-то хорошим, а покупая товар, мы символически приближаем себя к этой желанной цели. Очень точно выразил это В.Пелевин в своем бессмертном романе "Generation P"

"Я спокойный и уверенный в себе человек, поэтому я покупаю красные тапочки". Субъект, желающий добавить в коллекцию своих свойств спокойствие и уверенность, достигает этого, запоминая, что надо приобрести красные тапочки.

- Глупо, - скажете вы.
- Глупо - соглашусь я. Но действенно. Реклама фиксирует связь, после нескольких повторений формируется условный рефлекс - и мы покупаем то, что нужно рекламодателям. Дело в том, что механизмы рефлекса мало связаны с нашим сознаниемм, они действуют на другом уровне. Иными словами, если если нам как разумным людям очевидно, что жевательная резинка или шоколадка не смогут привести к успеху у девушек или победе в спортивном состязании, то для нашего бессознательного таких ограничений нет. И тогда талантливо показанная сцена поедания молодым человеком шоколадки и затем появления обворожительной девушки рядом с ним зафиксирует бессознательную связь между шоколадкой и успехом у девушек. Поэтому молодой человек, озабоченный успехом у девушек, купит шоколадку, придумав для этого любые оправдания (которые в общем-то значения не имеют).

Что мы имеем в сериале "Слуга народа"? Обаятельный симпатяга - персонаж Владимира Зеленского - ездит на велосипеде по прекрасному Киеву, жизнерадостно улыбается людям и борется за то, о чем мечтает каждый нормальный человек: достаток, материально достойную жизнь, искоренение воров и коррупционеров. Сам он патологически честен и неподкупен. Сюжет фильма сбит крепко и начав смотреть, оторваться трудно. Условная связь между лицом Зеленского и россыпью достоинств героя вкупе с положительными эмоциями от просмотре сериала и счастливым будущим страны, показанном в финале, закреплялась три телесезона. Что же удивляться тому, что рука сама тянется ставить галочку в нужной строке избирательного бюллетеня? Да здравствует Иван Петрович Павлов и талантливые пиарщики.
Tags: жизнь, кино, психология, я просветитель
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments