Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars

Category:

Танец Цам - буддистская мистерия

IMG_1674f

Танец Цам надо видеть вживую: кроме визуальной составляющей, очень важна музыкальная и "эффект присутствия". Но фото красивые - почему бы не показать? И заодно - минимальная информация (из Википедии и с сайта организатора нашего тура - раз два, которым, мне кажется, Википедия и пользовалась)

«Нет такого места, где бы не присутствовал Будда. А раз так, священные танцы с подношениями Будде, наполненные верой и благими намерениями, имеют двойную цель. Люди, наблюдающие за танцами, могут получить пользу через приятные ощущения радости, а сами участники танцев совершают подношения всем Буддам, Бодхисаттвам и другим просветленным существам»

Цам — торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях. Цам может быть не приурочен к историческому событию или определённому дню. Цель его — показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды.
Истоки Цам - в религии Бон - это древнейшая форма гималайского язычества.Люди, живущие в необычайно суровом и непредсказуемом климате Тибета и не имеющие возможности что-либо изменить в окружающем их мире, отождествляли все, что их окружало со своенравными и враждебными духами, которых они не видели, но которых, как они полагали, можно было контролировать только с помощью оккультного мастерства. Большинство бонских духов были враждебны человеку и имели ярко выраженные черты демонов дре. Но были также и духи, которых можно было задобрить или победить. Они превращались в благодетелей и защитников и рассматривались после этого как боги – лха.
Умилостивлять одних духов и подчинять других должен был шаман, бон-по.
Считается, что Цам возник и развился в Тибете, и связан с тантрийской системой буддизма и ламаизма. Традиция приписывает идею исполнения первых священных танцев в масках богов Гуру Падма Самбхаве – великому деятелю буддийской веры, при сооружении монастыря Самьяй в VIII веке. Якобы тогда этот торжественный обряд богослужения помог великому Учителю, главе секты красношапочников победить сопротивление местной религии бон-по. Предполагается происхождение этих танцев из Индии, где в древности особые актеры в масках и одеждах богов танцевали и вели диалоги на языке богов, демонов и людей. Хотя, исходя из всего вышеизложенного, становится понятным, что священные танцы пришли в тибетский буддизм из традиции Бон.

Обряд состоит из танцевальной пантомимы, исполняемой ламами, которые маскируются докшитами (хранителями), то есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок
В течение нескольких недель перед исполнением мистерии в монастырях идут специальные службы, проводятся приготовления к церемонии.

Изначально, в классическом варианте, маски изготавливались из дерева и были очень тяжеловесными. Но из-за их непрактичности, на смену им пришли маски в более облегченном варианте – из папье-маше. Маски, изображающие высших тантрических божеств, наделены тремя глазами. Особенно зловещий вид имеют маски гневных и грозных божеств из ряда докшитов – персонажей докшитского Цама – "защитников закона" – хранителей веры. Один их внешний вид должен был отпугивать врагов буддизма и вселять ужас в сердца зрителей. Окраска «лиц» у них зловещая: красная, синяя, зеленая, выражение хищное, свирепое, кровожадное. Предназначение докшитов заключалось в том, чтобы уничтожить еретиков и врагов религии, и внешний вид этих гневных защитников веры соответствовал их предназначению. Маска зачастую в два-три раза превышает размер человеческого лица, поэтому монахи, исполняющие танцы в масках, смотрят не через глаза, а через ноздри и рот. Перед использованием маска должна быть освящена. Лама читает соответствующие молитвы, бросая зерна освященного риса. Маски, особенно те, что передаются из поколения в поколение, считаются священными реликвиями, обладающими магическими свойствами.

Сама по себе мистерия – это тайная религиозная церемония. А "цам" это целостный многочасовой комплекс танцев-пантомим монахов и лам в специальных ритуальных масках, изображающих различных божеств, духов и героев. Религиозная мистерия, ставшая храмовым ритуалом во многих крупных буддийских монастырях, преследует несколько целей. Прежде всего, это способ усмирения и нейтрализации злых духов, которые мешают вере. Кроме этого, танец призван очистить сознание и душу. Практически каждая маска у высших дхармапал, а точнее, черепа в ее венце, олицетворяют какой-нибудь из пяти пороков – зависть, жадность, гнев, гордыню, корысть. Однако праведный гнев приветствуется, потому что таким гневом можно очиститься. Во время танца докшитов (суровых, «гневных» хранителей веры), происходит уничтожение духовного негатива. Во-вторых, мистерия Цам проводится, когда человек готовился к состоянию «бардо», то есть умирал. Или, согласно буддизму, переходил в другое состояние, именуемое «бардо», когда душа человека должна за короткое время найти себе место, новое обиталище. В-третьих, Цам – это средство, ведущее к просветлению.
Не следует забывать и о главной задаче мистерии Цам – распространение блага для местности, где она проводится.

Энергия, излучаемая монахами-танцорами и их энергетика, проецируемая на зрителей, просто зашкаливала все разумные и неразумные пределы.
Танец Цам не является сам по себе «конечным» ритуалом. Он представляет собой лишь часть, хоть и довольно обширную часть, тантрической практики целостного ритуала. Танец есть дополнением к другим более значимым составляющим. Особый метод позволяет исполнителю представить в танце движения, которые он визуализировал до начала танца и в его процессе, а потому эту сложную форму поклонения способны выполнять лишь немногие исполнтели в каждом поколении, достигшие высоких результатов.

И несколько слов от себя. Во-первых, хотя для многочисленных зрителей танец - это представление и развлечение (зрителей потом покажу отдельным постом), по сути - это сложный ритуал, к которому ламы специально готовятся, и во время танца находятся в измененном состоянии сознания, чпстично перевоплощаясь в духа, маску которого они носят.
Воздействие танца на зрителя зависит от его подготовки. Нам, непосвященным, не удалось погрузиться в состояние транса и отправиться "за грань своего сознания". И однако же воздействие очень сильное. И сознание - да, меняет.

Мы были зрителями танца Цам в течение двух дней подряд. Первый покаду без комментариев, о втором немн6ого скажу.
В первый день мы приехали не к началу (которое во времени жестко не фиксировано), а немного позже

IMG_1592f
2.

IMG_1593f
3.

IMG_1605f
4.

IMG_1606f
5.

IMG_1610f
6.

IMG_1617f
7.

IMG_1618f
8.

IMG_1626f
9.

IMG_1629f
10.

IMG_1635f
11.

IMG_1637f
12.

IMG_1655f
13.

IMG_1656f
14.

IMG_1663f
15.

IMG_1669a
16.

IMG_1669f
17.

IMG_1675f
18.

IMG_1677f
19.

IMG_1680f
20.

IMG_1682f
21.

IMG_1685f
22.

P1280250f
23.Второй день. Начинается все с выхода музыкантов, часть из которых потом занимеет места "оркестра", и лам без масок

IMG_1724f
24.

IMG_1725f
25. Совсем маленькие мальчики

IMG_1726f
26. Портрет в хоте церемонии находится над оркестром

IMG_1728f
27. А потом уже выходят маски

IMG_1732f
28.

IMG_1733f
29.

IMG_1734f
30.

IMG_1735f
31.

IMG_1736f
32. Два быстроногих человека носились между зрителями и обсыпали их мукой (?) с помощью впециальной трубки

IMG_1737f
33.

IMG_1738f
34.

IMG_1740f
35.

Накануне действие было с перерывом, но он всё не наступал, и мы отошли размяться и (пардон) в туалет. Когда подошли снова, действие быстро закончилось, мы почти ничего не успели увидеть.
Почему-то было дискомфортно весь этот день, после того, как программа так неожиданно оборвалась. Не физически, скорее раздражение по мелочам и ощущение чего-то непонятного. Вечером нас собрала  руководительница Илона и начала с того, что сегодня танец Цам не был закончен. такого она еще не видела,  что это значит и почему так случилось, объяснить не может.
.Не уверена, что причина дискомфорта была действительно связана с незавершенностью танца, но факт, что после объяснения Илоны стало легче.

И еще несколько снимков со второго танца Цам, там мы почти ничего не увидели, и снимала я в основном публику. . Немногочисленные фото, связанные с танцем привожу сейчас.

P1280401f
36.

P1280407f
37.

P1280409f
38.


Tags: Ладакх
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Что такое Ладакх

    Не ждите серьезного исторического обзора. Ниже - лишь минимум, который необходим для понимания того, где же мы оказались. В качестве…

  • Ладакх. Краткий обзор поездки

    С трепетом и осознанием неподъемности задачи даю краткий обзор нашего пребывания в Ладакхе. Чтобы не запутаться - карта местности. Цифры…

  • Ладакх. Организационное

    Сегодня я расскажу про фирму, которая организовывала нашу поездку, про "команду", которая с нами работала и товарищей по группе, а…

  • О буддизме от дилетанта

    Прежде, чем перейти к рассказу о Ладакхе "по порядку", хочу немного сказать о "буддистской" составляющей нашего тура. Для…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Featured Posts from This Journal

  • Что такое Ладакх

    Не ждите серьезного исторического обзора. Ниже - лишь минимум, который необходим для понимания того, где же мы оказались. В качестве…

  • Ладакх. Краткий обзор поездки

    С трепетом и осознанием неподъемности задачи даю краткий обзор нашего пребывания в Ладакхе. Чтобы не запутаться - карта местности. Цифры…

  • Ладакх. Организационное

    Сегодня я расскажу про фирму, которая организовывала нашу поездку, про "команду", которая с нами работала и товарищей по группе, а…

  • О буддизме от дилетанта

    Прежде, чем перейти к рассказу о Ладакхе "по порядку", хочу немного сказать о "буддистской" составляющей нашего тура. Для…