Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote,
taanyabars

Моя Норвегия, или памяти DSBW

Интернет принес печальную новость:

Уважаемые коллеги турагентства, уважаемые клиенты, мною принято тяжелое решение о приостановке деятельности моей компании - туроператора DSBW-TOURS сегодня 03 июля 2018 года с 15:00. В сложившихся реалиях мы больше не можем исполнять свои обязательства перед клиентами и перед банком. Последние несколько лет мы честно боролись за сохранение нашего бизнеса. Больше четверти века мы старались и наверное за это время хорошего было больше чем плохого. Уход моей компании я воспринимаю как смерть близкого человека и хочу попросить прощения у всех нынешних и бывших сотрудников, у многолетних клиентов за то что произошло сегодня.
Все оформленные туристы застрахованы в двух страховых компаниях... Этих денег полностью хватает, чтобы компенсировать стоимость неоказанных услуг. Мы сейчас занимаемся подготовкой документов по всем оформленным путевкам для подачи в Страховые компании. За документами можно подъезжать...
С уважением, Гончаров Карен

Мне кажется, что одна из причин краха DSBW - в том, что она была ориентирована на экскурсионные туры в ценовом диапазоне "выше среднего" - для публики, которая не хочет экономить на всем. Время таких туристов уходит, они переходят к самостоятельным поездкам.
Турфирме DSBW я обязана лучшей своей экскурсионной поездкой и потрясающими впечатлениями, которые греют душу несмотря на то, что с тех пор прошло 17 лет. И несмотря опыт самостоятельных поездок, у меня до сих пор нет шансов совершить подобную поездку за сопоставимую сумму без турфирмы и без автомобиля. Кстати, организация была практически безукоризненной.
И пусть сторонники самостоятельного туризма кидают в меня камнями :))

Об этой поедке на блоге я не писала. Восполняю пробел: копирую запись с другого ресурса. Время: июль 2001 года, нас трое, дочери 12 лет, это наш первый экскурсионный тур (до этого были отели у моря с выездами. Общая стоимость поездки - около 3000 долларов. Фото - сканы с пленочного фотоаппарата (плюс один скан открытки), качество плохое, но я все-таки их приведу.

Норвегия - это была детская мечта, с тех пор, как я зачитывалась книгами про путешествия Амундсена, Нансена, Тура Хейердала. Семейство мое мечтой прониклось, оставалось найти вариант в пределах нашего бюджета. Оказалось, что болеее дешевый вариант подразумевает не одну страну, а три. Тем лучше!
Начинаю с высадки из поезда Москва-Хельсинки, вагона Москва-Выборг. Ранним утром в Выборге погружаемся в автобус, быстро проходим границу, едем по Финляндии, с любопытством изучаем скалисто-сосновые пейзажи, кажется, что за границей и небо голубее и трава зеленее. А может просто погода и настроение хорошие...
В Хельсинки у нас всего три остановки (короткие, но без спешки) и небольшой проезд по городу. И тем не менее, впечатление от города просто феерическое. Сочетание неожиданных форм, звука и камня - это и памятник Сибелиусу и церковь в скале.

А кафедральный собор, неуловимо похожий на Исаакий, со ступеньками, где мы уселись как студенты и глядели в высокое небо...

В общем, спасибо Хельсинки.
Дальше дорога до Турку, там тоже впечатливший собор, старые кварталы, напомнившие российские улочки (здесь когда-то была российская империя), от посещения крепости группа уже отказывается - нет сил. И мы едем на паром.
Перед паромом - часовое ожидание посадки в духоте (нам и в голову не могло придти, что посадка начнется за 15 минут до отправления, поэтому не отошли), потом сумбур громадного парома, где у нас дешевые места в самом низу, пока находим их и швыряем вещи - все, уже отплыли. Дальше все в сумбуре - ужин, магазин, единственная открытая палуба, где мы выясняем, что паром идет между островами, практически без открытого моря, суета в тесной каюте. Утром в таком же сумбуре - завтрак и высадка.
Второй день. Стокгольм встречает нас в 7 утра температурой 30 градусов. Все тонет в жаре. Город не впечатляет, кажется подделкой под Ригу и Петербург, уступающей оригиналу (проклятая жара, город наверное не виноват). Когда начинается пешая экскурсия по старому городу, то мы отделяемся и ходим самостоятельно, руководствуясь только наличием тени. Лучшее мечто - кафешка, куда мы зашли, привлеченные надписью "говорим по-русски": оказалась в каком-то бывшем каземате, с очень любопытными интерьерами и прохладой; содержат ее армяне.
Потом довольно утомительный 500-километровый переезд до Осло: маловыразительный среднерусский пейзаж, интересно только в конце, когда мы подъезжаем к Осло, начинаются холмики, фьорд и домики, карабкающиеся по склонам. Город мы почти не видим, сразу приезжаем в пригородный отель, где наслаждаемся земляникой из ближайшего перелеска.
Утром третьего дня едем в Осло. Город как мне кажется недооценен туристами, в его просторах и постоянно подразумеваемом присутствии фьорда есть невыразимая прелесть.

Вот тут, увы, времени маловато, потому что надо ехать в знаменитый парк скульптур: я о нем много слыхала, он весь состоит из творений одного скульптора. Но вблизи они кажутся мне какими-то неприятными. Впрочем, на вкус и на цвет...
Потом музеи кораблей, и поклонение детству - музей Кон-Тики. И потрясший меня - уже взрослую - стоящий там каменный истукан с острова Пасхи. В музей Фрама не идем, выходим на мостки, смотрим на город и фьорд.
Дальше путь в горы - автобус забирается все выше и выше и начинается то, что описать я не могу: не потому что забыла, а потому что нет у меня для этого слов. Скажу только, что постоянно вспоминала Толкиена (фильма еще не было), а легенды про троллей, которые рассказывала гид, казались былью. 400-километровый путь пролетает как на одном дыхании: снег, вершины, реки, ущелья, деревянная церковь у реки (высаживаемся смотреть). И вот мы почти у цели и въезжаем в 20-километровый туннель с удивительно сделанной подсветкой, где мне, начитавшись о "жизни после жизни" казалось, что я прошла через какой-то путь в "иной" мир и заново возродилась к новой жизни.

Вечер, гостиница в местечке Аурланд, балкон и - солнце, заходящее за скалистый берег фьорда. Наверное видеть это - и есть счастье.

Спускаемся к берегу, пытаемся пройтись вдоль фьорда - увы, темнеет, да и спать пора.
Четвертый день. Утром - снова солнце над фьордом, теперь уже восходящее, короткий переезд во Флом, посадка на поезд, который за час поднимает нас почти на километр в горы. На пути остановка у водопада (см. верхнее фото), он совсем близко, его громада потрясает, все кругом влажное от брызг и тут звучит музыка и появляется танцующая девушка... Да, туристский аттракцион, но какой...
Этим же поездом едем обратно, потом на автобусе переезжаем в соседний фьорд и садимся на кораблик, который привезет нас обратно в Флом по воде. У меня уже переизбыток впечатлений, я потихоньку отключаюсь, из последних сил восхищаясь очередным водопадом.

Короткая передышка, обед - и снова на корабль, на это раз быстроходный, типа Ракеты, который привезет нас в Берген. Пути часа 4, фьорд расширяется, горы снижаются, мы выезжаем в то, что по карте должно быть морем, но на самом деле путь идет по бесконечным протокам. В Бергене открывается знаменитая набережная, нас ждет автобус и мы едем в отель в каком-то бездарном месте на окраине.

Пятый день начинается с экскурсии по Бергену. Город интересный (это объективно), но не впечатлил, не оправдал ожиданий. Потом свободное время, мы едем на канатку, а там - сколько хватает глаз сопки и фьорды. Пытаемся прогуляться по сопкам - увы, обувь неподходящая, не рассчитали. Возвращаемся в город, не торопясь обедаем с видом на гавань, а дальше - не знаем, как убить время до автобуса в отель. В отеле тоже единственное занятие - бассейн, правда хороший, плюс изучение окрестных вилл.
Шестой день начинается с музея Грига, мы не идем, гуляем по окрестностям - вполне мило. Потом путь к следующему фьорду, очередной уникальный водопад, паром через фьорд и новые красоты с воды.

Приезжаем в отель в середине дня - полдня на прогулки. Идем какой-то лесной дорожкой вдоль речки, но скоро понимаем, что на серьезную прогулку время есть, а сил нет. Гуляем по поселочку (Кинсарвик на Хардангерфьорде), заходим в кафешку, где какая-то странная публика (обколотая?) и страемся побыстрее унести ноги.
Седьмой день. Наутро просыпаемся под мелким дождем и не верим глазам: все вчерашние красоты закрыты туманом. Нам повезло: почти все время на фьордах шпарило солнце, что для этих мест и особенно для Бергена, судя по путеводителям, нетипично. Последний взгляд на фьорд - и в горы. Начинается путь назад.
Нас еще ждут новые водопады и прогулки на туристском поезде, но потихоньку мы приближаемся к перевалу и выезжаем из зоны фьордов.

После довольно-таки изнурительной, хотя и красивой дороги прибываем в Лиллехаммер, и в этом маленьком но очень симпатичном городке нас наконец-то селят в гостиницу в центре. В этой гостинице главная достопримечательность - небольшая, но шумная речка прямо под окном и это зрелище завораживает меня сходством с Бергмановским фильмом.
Неторопливый обед, прогулка по центральной улице, спуск к озеру (не самое простое мероприятие) и еще день позади.
Восьмой день начинаем с прогулки по Лиллехамеру, поздний выезд и скучная дорога в Стокгольм. Отель где-то на окраине города, где единственное, что можно сделать - нежиться в джакузи.
Девятый день посвящен Стокгольму, нас сначала везут в Скансен (так называемый музей под открытым небом) - очень мило, но ровным счетом ничего особенного - павлины, гуляющие по дорожкам, смешные медведи, прочие симпатичные уголки.

Потом разрекламированный музей морского мира (не помню точного названия) - просто не стоит денег за вход. Разве что для маленьких детей. Дальше мы идем к центру и берем первую попавшуюся экскурсию на катере (далеко не самую интересную) - просто, чтобы ноги отдохнули. Обедаем, смотрим торговый центр и опять в старый город; ближе к вечеру он сипатичнее, чем в первый приезд, на улицах много весьма колоритных личностей и чувствуется оживление городского веселья. Последний час мы тупо сидим на набережной и я открываю детектив, прихваченный из Москвы.
Обратный путь на пароме проходит удачнее - в очереди на вход мы не давимся, шведскому столу отдаем должное и радуемся окрестным пейзажем.
Из переживаний последнего, десятого дня стоит упомянуть только аквапарк - невероятный восторг 12-летней дочери и мой вострог перед ее восторгом.

Правда из-за этого совсем не было свободного времени в Хельсинки. Дальше неинтересно...
Скажу только еще пару слов о фирме, которая на сайте (где первоначально был размещен отчет - t) на скверном счету. Те, с кем мы имели дело - и гид и водители - производили впечатление прекрасных профессионалов, а та легкость и отстутствие накладок, с которой мы прошли непростой маршрут, предполагают наличие профессионалов и среди организаторов тура.
Во всяком случае, какое счастье, что у меня тогда не было интернета и я доверилась DSBW!