Мне есть что сказать по обсуждаемым темам, но сил нет, да и противно как-то. Поэтому предлагаю свой старый текст, который за истекшее время устарел гораздо меньше, чем хотелось бы, разве что по мелочам. Поэтому я менять его не стала. Текст написан для форума "Новой газеты", в качестве ответа на публикацию интервью с деканом факультета психологии МГУ.
Не припомню случая, чтобы показанная мне газетная публикация побудила специально регистрироваться на форуме и срочно отвечать. Да, если задеты твои профессиональные проблемы - это серьезно :)
Если кратко изложить суть интервью с г-ном Зинченко, то получится примерно следующее.
Пункт первый. С профессиональной подготовкой психологов - тихий ужас.
Пункт второй. Беда в том, что развелось слишком много заведений, готовящих горе-психологов.
Пункт третий. Настоящие психологи - в МГУ и нескольких других "хороших" вузах.
Я полностью согласна с первым пунктом, со вторым - частично. С третьим - категорически не согласна. Дело в том, что главные беды в подготовке психологов исходят именно из МГУ. Среднестатистичесикй выпускник психфака МГУ примерно так же опасен, как и описанные в статье выпускники горе-факультетов. Менее опасен, потому что умней (все-таки нехилый конкурс прошел), более опасен, потому что гонору и самоуверенности больше. Роднит их то, что они не умеют практически ничего из того, что должны уметь.
Беда в том, что университетская подготовка - это подготовка ученых-исследователей в области психологии. Именно на это рассчитаны программы, которые не очень-то поменялись за последние годы. А по университетским (расситанным на науку) "лекалам" скроены типовые программы, по которым готовят выпускников психфаков по всей стране. И это плохо не потому, что многочисленные психфаки не могут обеспечить уровень преподавания, сопоставимый с университетским (хотя и в этом конечно мало хорошего), а потому что по таким программам можно подготовить лишь теоретика, а не психолога-практика, в которых нуждается общество. В своем интервью г-н Зинченко этот факт почему-то изящно обходит. А именно в нем - корень проблем с подготовкой психологов.
А теперь представьте, как это выглядит на практике. Про то, как страдают реальные и потенциальные клиенты психологов, написано в статье. Правда я знаю подобные "страшилки" и про выпускников МГУ; ничего удивительного в этом нет: когда берешься за то, чего не умеешь, да еще с гонором, обеспеченным университетской подготовкой, последствия могут быть самыми печальными.
А что творится "по другую сторону баррикад"? Там умненькие мальчики и девочки, которые захотели стать психологами, стремясь помогать людям (или самим себе - правда они об этом часто не догадываются) и которых с первых дней обучения кидают в дебри высоких теорий, методологий, умных книжек, сложных слов, высшей математики и строения мозга - и полного отсутствия живого человека, ради познания которого эти мальчики и девочки пришли учиться. И так год, второй, третий...
У одних начинается к середине второго курса натуральная "ломка" - мучительное разочарование в избранном пути, ненависть к психологии, прогулы, несданные сессии, уходы со второго-третьего курса. Я как преподаватель одного из многочисленных психфаков (причем отнюдь не из плохих) вижу этого каждый год; мне мучительно больно и за этих мальчиков-девочек и за психологию, которую они не смогли полюбить (а в психологии есть то, за чем они шли на психфаки, вот только им не довелось добраться до этого).
Другие мужественно все это преодолевают, в надежде, что умные дяди-тети ппреподаватели знают свое дело и дадут им те самые знания, которые помогут им стать настоящими психологами. У этих "ломка" начнется позже, когда они придут на работу и поймут, что ничегошеньки не умеют. Некоторым повезет, они "прорвутся", освоив то, что им нужно на платных тренингах или с помощью коллег на работе. Но так будет далеко не со всеми.
Не хочу обливать черной краской весь психфак МГУ: там есть немало замечательных людей, у которых есть чему научиться. Если проявить самостоятельность и их найти, потратить на обучение время, свободное от занятий (или освобожденное за счет их прогула), а иногда и немаленькие деньги. К сожалению, не у всех получается. Программы тоже постепенно меняются, обращаясь в сторону практики. Но... слишком медленно.
Я сама выпускница психфака МГУ, многое из написанного испытала на собственной шкуре. Из года в год я надеюсь, что ситуация с подготовкой университетских психологов изменится - ну не может же эта штамповка ничего не умеющих людей продолжаться вечно. И из года в год, встречаясь с недавними выпускниками, слышу от них то же самое, что и раньше: мы ничего не умеем и ничего из того, что нужно, не знаем.
А среди доморощенных психологов-практиков (тех самых, после курсов и даже без них - но многие из них действительно талантливы и могут то, что недоступно людям с университетскими дипломами) крепнет мнение, что изучение психологии не нужно, потому что там нет ничего, кроме пустых слов :sm018 Именно такое представление они получают при попытке соприкоснуться с высотами университетской науки.
Так и длится этот круговорот...
Вот такие невеселые мысли вызвало это интервью.