taanyabars (taanyabars) wrote,
taanyabars
taanyabars

Categories:

АССА. 20 лет спустя.

Был март  88-го, и толпы народа осаждали  ДК МЭЛЗ, где была многодневная премьера Ассы. Каждый день выступали рок-группы, и все кумиры того времени пели перед показом, и слухи о том, кто будет петь в какой день, будоражили обладателей заветных билетов. На наш день  сначала обещали Браво, потом Звуки Му, в итоге выступала прочно забытая ныне группа Центр. А еще там была выставка по мотивам Ассы, и мы сначала долго ее смотрели, потом слушали Центр, а когда начался фильм, все перемешалось в моей голове: мокрая дорога с портретом Брежнева,  встреченного одобрительным рокотом зала, непонятный пацан в шинели не по росту, которого зачем-то окунали в бассейн, какая-то communicating tube, Мочалкин блюз с объяснениями слов из текста в комментариях, контрабас, карлики, непонятные личности, шпионящие друг за другом, море, пальмы под снегом, карлик, почему-то падающий в воду под звуки Старика Козлодоева, которые издавали музыканты, завернутые в кусок материи. Карлика было безумно жалко, и я попросила мужа: "Пойдем домой". И мы ушли с дефицитного показа, а дойдя до дома, я померила температуру и свалилась с гриппом...
В итоге фильм мы досмотрели осенью, когда он вышел в обычный показ, и все было понятно и осталось с нами. Судьба Бананана, неуловимо напоминающего собственного мужа (не внешне), оставила царапину тревоги, тщательно упрятанную поглубже.
Впрочем, скоро стало не до того. Через 8 месяцев родилась дочь, и совсем скоро настали времена, когда пафос строк "Перемен требуют наши сердца" стал слишком понятен (забегая вперед, приведу слова Сергея Соловьева, услышанные  сегодня: "Мы требовали перемен, но вряд ли кто-нибудь думал, что перемены будут такими, какими они в итоге оказались").
Фильм не исчезал из жизни все эти годы. Одно из радужных воспоминаний середины 90-х: идут с прогулки погожим летним днем две девочки лет по пять (дочь с подружкой) и выпевают: "Под небом голубым есть город золотой...". Пройдет еще несколько лет, и я куплю кассету с фильмом, чтобы показать ее дочке. А в 2004 я мысленно пела эти строки, когда мы плыли на Ялтой в той самой канатке, и знакомые дома проплывали под нами.
Не знаю, объясняет ли все это  тот факт, что я, не очень-то легкая на подъем, была в кассах кинотеатра "Художественный" через три часа после того, как увидела объявление о том, что состоится ночной показ Ассы и Ассы2 (точнее 2АССА2)вместе.
И вот время к полуночи, мы проходим через "звенелку" и оказываемся в толпе... веселящейся молодежи. Не менее 90% публики были то ли чуть старше первой Ассы, то ли чуть младше. Почему-то я ожидала, что среди зрителей будет больше тех, кому памятен ДК МЭЛЗ или даже тот легендарный концерт, на котором снимали финальную песню Цоя (Соловьев потом сказал, что таких несколько человек в зале было). Где же они, наши ровесники? Усталые спят после трудовой недели? Благоденствуют далеко за океаном? Или просто для них слово АССА уже давно ничего не значит?
В фойе грохочет музыка, толпятся разряженные девицы, и я окончательно чувствую себя совершенно чужой на этой веселящейся тусовке. В полночь приезжает Соловьев - толстый, низенький и в джинсах, и когда мы входим в зал, фильм уже идет. Отплясывает под "мальчика Бананана" толпа 80-х, тревожно гудит в Ялтинскую зиму теплоход, идут по мокрой заснеженной дороге герои - в общем, все сначала. Фильм захватывает, хоть и знаком чуть ли не до последнего кадра.
Перерыв. Теперь уже в фойе заводят песни из фильма. И вдруг ставшая единым целым тусовка повторяет "Мы ждем перемен" и "Группа крови на рукаве", и знакомый ритм заводит, и я только жалею, что возраст  позволяет мне не больше, чем петь и отбивать такт ногой.
Потом выступление Соловьева, признавшегося, что изначально он собирался снять кассовый фильм в стиле индийской мелодрамы (герой, злодей и чистая девушка), а вовсе не культовое кино. И вот вторая часть первой Ассы - и плывет все та же канатка над Ялтой, и зал, слегка спровоцированный организаторами, стоя вторит : "Под небом голубым...".
Финал, несколько смазанный отвратительным качеством пленки. И снова зал поет "Мы ждем перемен". А я, выходя на перерыв, вдруг задаю себе вопрос, который стоило задать сильно раньше. Каких же собственно перемен ждет эта молодежь, если прошло 20 лет, и все перемены, о которых песня, уже давно в прошлом? Что значат для них эти слова сегодня? И требуют ли эти мальчики и девочки перемен или просто повторяют строки полюбившейся песни?
И тут на ум приходит следующий вопрос: неужели за эти 20 лет не появилось новых кумиров? Почему современные 20-летние твердят все того же Цоя и того же БГ, годящихся им хорошо если в отцы, а не в деды? Да, знаю,  во второй Ассе будет Шнур. А кто еще?? 
И снова мы слушаем Соловьева, который на этот раз говорит о том, что Асса воспринималась как начало новой эпохи, а на самом деле была ее концом. Эпоха перемен давно и бесповоротно кончилась, началась очередная эпоха застоя, и поэтому фильм Асса2 будет совсем другим. И как бы извиняясь, предупреждает: будет очень громкий звук. Иначе нельзя. И начинается фильм.
Не буду пересказывать, скажу только о своих впечатлениях.
Хорошо, что мы пошли на смотреть именно в таком варианте. Вряд ли Асса2 проивела бы впечатление если бы мы смотрели ее в обычном кино или на видео, а не под конец бессонной ночи, в толпе неслучайных зрителей, после первой Ассы и пропетых вслух знакомых песен. Кроме того, действительно  надо смотреть с хорошим звуком, который дает чуть ли не половину впечатления.
Фильм гораздо слабее первой Ассы, при этом он очень неровен, и некоторые сцены действительно сильные без скидок, заставляют  смеяться с болью.
Фильм рван и маразматичен, впрочем это воспринималось нормально: именно этого я и ждала.
Сюжет напоминает индийскую мелодраму гораздо больше, чем первая Асса, и эти "следы индийскости" иногда выпирают неприлично до тошнотворности.
Фильм жесток и неправдоподобен, причем эта неправдоподобность и эта  жестокость тоже временами тошнотворны и иногда кажутся сляпанными нарочито грубо, пародийно что ли,  отторгаются с возмущением и вместе с тем принимаются. Потому что да, лучше соответствуют нашему времени, чем тонкая и романтизированная жестокость первой Ассы.
А еще мелькнула недостойная мысль, что фильм частично спонсировала Ялтинкая гостиница Ореанда: за каким дьяволом нам иначе показывают СПА-процедуры, которые проходят Алика и мама Бананана?
Закономерно, что место БГ и Цоя занял Шнур: он действительно соответствует стилистике и фильма и времени. И как первый фильм кончался Цоем и "Ждем перемен", так и второй логично кончается Шнуром и "Я лично бухаю, а кто-то колется". Последний аккорд. Все.
И тут опять как парафраз "Мне бы в небо" опять плывет над Ялтой канатка, и опять "Под небом голубым есть город золотой".
Все-таки есть.
Хорошо, что была эта ночь.
Но послевкусие очень горькое.
 
Tags: Город золотой, кино, личное, рок-н-ролл жив
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments