Открывает наш парад памятник апельсину. Получился он на снимке не очень хорошо, но история его появления настолько замечательна, что я ее (с помощью Википедии) расскажу подробно.
Как известно, Одесса была основана при Екатерине, однако когда на трон взошел Павел, то ревизия, проведенная по его указанию, показала отсутствие заметного прогресса в строительстве порта, несмотря на щедрое финансирование из казны, казнокрадство и разнообразные нарушения одесских чиновников. Де Рибас, при всей моей симпатии к этой фигуре, судя по всему, воровал изрядно. В 1795 году финансирование строительства одесского порта было приостановлено.
Городской магистрат, понимая. что это - конец Одессы, решился на нестандартный шаг и постановил "как скоро прибудут к здешнему порту апельсиновые фрукты, не допуская прежде покупщиков к оным, повелеть привозителям, отобрав самого лучшего сорта три тысячи, отпустить на платежный счет сего магистрата, которые приняв, отослать к Высочайшему двору…". Подарок возымел свое действие: финансирование строительства порта было продолжено, и город начал бурно развиваться. Так что решающую роль в истории Одессы сыграла хоть и не банальная, но взятка.
Строительство памятника этой взятке тоже имело любопытные особенности. Деньги на памятник вносились добровольными жертвователями и не только добровольными. Так, в один из августовских дней 2004 года таможня одесского порта отказывалась принимать в работу грузовые документы всех фирм, до тех пор, пока не будут в таможню предоставлены копии платежных поручений, на счета строительных фирм, работавших на сооружении памятника. Памятник был открыт в 2004 году, а в 2007 году перенесен в другое место - на бульвар Жванецкого, где и стоит.
Кстати, о Жванецком и бульваре его имени. У местных смотрительниц музея, с которыми мы немного поговорили о названиях одесских улиц, это переименование вызвало недоумение: и что он такого сделал для Одессы. так что не все одесситы чтят своего земляка.
Следующий наш персонаж - Александр Сергеевич, стоящий около дома 13 по Пушкинской улице, где когда-то квартировал и где сейчас находится его музей. Памятник (впридачу к поставленному еще в 19 веке бюсту на Приморском бульваре) появился в 1999 году.
Пока искала данные на памятник, нашла пассаж про Пушкина в Одессе, который хочу привести.
"Весьма содержательная одесская глава пушкинской биографии обычно сводится к тривиальной схеме любовного треугольника Пушкин — Воронцова — Воронцов, к скабрезной опереточной интрижке. Память участников тех давних событий заслуживает лучшей участи. Как диссидент, Пушкин изрядно компрометировал своего одесского начальника, и без того находившегося в опале; еще неизвестно, чье положение в тот момент было более шатким. Выдающийся государственный деятель и полководец, храбрец, гуманист, книгочей, Воронцов не нуждается в адвокатах: никто во все времена не сделал для Одессы и края более, чем он. Его супруга положила начало женскому благотворительному движению в Одессе и регионе, отдала на это богоугодное дело значительную часть своего состояния. Что до Пушкина, меркантильная и вместе романтическая Одесса научила его неоднозначно толковать смысл полезной деятельности, подтолкнула к идее коммерциализации литературного труда: «но можно рукопись продать». Здесь он получил свои первые, фантастические по тем временам, литературные гонорары. Здесь написал многие тексты, включая изрядный кусок «Евгения Онегина».
Памятник работы скульптора Александра Токарева установлен в 1999 году, к 200-летию поэта, перед фасадом бывшего отеля Сикара на улице Пушкинской (Итальянской), 13, в котором одно время квартировал Пушкин.
Ну и наконец - полноценный одессит. Памятник Леониду Утесову в горсаду.
К стыду своему, не знала, что песни об Одессе, которые слушала в исполнении хора Турецкого (Есть город, который я вижу во сне, Мишка-Одессит и многое другое) - все это Утесов. Действительно в нем наверное воплотилось многое, что связано с понятием одессит и любовью к Одессе. Гдяньте на молодого Утесова и старую Одессу
Байка, рассказанная все той же словоохотливой смотрительницей.
Утесов приехал в Одессу, вышел на вокзальную площадь, поставил у ног чемодан:
- Неужели я в Одессе? Прямо не верится.
Протянул руку. чтобы поднять чемодан, а его уже нет.
- Вот теперь поверил. что я в Одессе!
Остальные фото - из так называемого сада скульптур при литературном музее. С 1995 года к юморине здесь открывают новые скульптуры. Скажу честно. что большинство из них я раньше видела на фото, и особого впечатления они не произвели. Поэтому сняты далеко не все. Тем, кому понравилось, рекомендую заглянуть сюда - здесь больше и подробнее - http://annataliya.livejournal.com/392372.html
Одесса-мама, открыта 1 апреля 2000 года. Она стоит на трех китах - символах медицины, искусства и торговли, держа на руках своих детей - основателей города: де Рибаса, де Волана, Ланжерона, Ришелье и Воронцова.
Ильф и Петров в позе Минина и Пожарского, со стулом и Золотым теленком.
Памятник писателям двадцатых годов "Одесская школа" саммый новый - открыт 1 апреля 2011 года; к сожалению, к нему нет разъяснения, и непонятно, кто есть кто.
И наконец, в позе сфинкса - еще один одессит, Константин Паустовский. Скульптура называется "Время больших ожиданий", поставлена 1 апреля 2010 года.