Были фотографии очень красивые. Были - очень интересные по снятым фактам (возможно, еще покажу парочку). Были - интересные по замыслу (конструктивизм - он и на фото конструктивизм). Меня же интересовало больше всего то, как менялся человек в течение 20 века. Да, знаю, переснимать фото - варварство, но... уж очень интересные лица. Красивое не переснимала. а вот лица - не удержалась.
Сначала у меня была идея взять по одной фотографии за каждое десятилетие. Потом оказалось, что самые интересные фото - от 30-х годов. Военные фото - может быть, и хорошие, но уж очень известные (или похожие на известные): не воспринимаются, глаз замылен. А дальше - официоз, фальшивка. А может и не фальшивка, но кажется таковой. Хочется воскликнуть как Станиславский: не верю.
В 60-е и позже - много красивых, "вневременных" снимков (несколько купила, не удержалась). А вот лиц человеческих, непохожих на нынешние (по фильмам помню), почему-то мало. Или плохо вглядывалась?
Так или иначе показываю то, что в итоге снято. С кратким комментарием, но выводы представляю читателям и зрителям.
Шайхет А. Международный юношеский день. Девушки-физкультурницы на Красной площади.1924.
При виде этого фото мне вспомнилось одно старое обсуждение на форуме, правда не фото, а живописи. Приведу несколько фрагментов.
"Вы заметили, как за несколько лет изменились девушки? До революции и после.
Одухотворенные крестьянки Серебряковой трансформировались в толстолицых комсомолок Юона.
За время революции и Гражданской войны они сумели заметно прибавить в весе...
Да, я про новую породу людей, про быструю трансформацию формы.
Тут всегда будет гвоздь торчать, это люди переменились или каждый художник (и фотограф - t) их видит по-своему?"
Марков-Гринберг. В фабричных детских яслях. В час кормежки. 1933.
В эпоху раннего СССР все женщины должны были работать на благо родной страны. А ежели грудной ребенок - родина предоставляла оплачиваемые перерывы для кормления. С утра отнесла ребеночка в ясли - и к станку. Покормила - и обратно к станку. А что? Крестьянки в поле примерно по такой же системе существовали. Только без яслей и без оплаченных перерывов на кормление.
Марков-Гринберг. Повариха. 30-е годы. Самое запомнившееся фото. Это не экспонат выставки, а постер в магазине при галерее.
Халип Я. Первые трудрезервисты. 1930
Вот с датировкой этого фото проблемы: то ли в сети недостаточно информации, то ли датировка неверная. Потому что все, что я нашла, относится к времени, начиная с 1940 года. Процитирую http://alexkrm.livejournal.com/669653.html
"3 октября 1940 года одновременно - и более того, на одной странице, - в "Правде" и "Известиях" были опубликованы три документа... все три необходимо рассматривать только в связке друг с другом"
Первый документ вводил платное образование в старших классах школы и в вузах. Стипендии могли получать только отличники.
" Второй документ.
Указ "О государственных трудовых резервах СССР" (от 2.10.1940). Приведу важнейшие выдержки из него...
7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до одного миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных училищах и в возрасте 16-17 лет для обучения в школах Фабрично-Заводского Обучения.
8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по 2 человека молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных училищах и в возрасте 16-17 лет для обучения в школах Фабрично-Заводского Обучения на каждые 100 членов колхоза считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет".
А вот насчет самой работы: пункт 10 о том, что все окончившие обучение, "считаются мобилизованными и должны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях... с обеспечением им заработной платы на общих основаниях".
Примечание насчет 4 лет подряд - если кто забыл, Указ от 26 июня 1940 года запрещал самовольный переход с работы на работу."
Дальше кажется можно обойтись без комментариев.
Трахтенберг. 1941. Рабочий патруль.
Санько. 1950-е годы. Портрет звеньевой свеклоуборочного звена.
А вот за все последующие годы я так и не нашла ни одного лица, которое захотелось бы унести с собой. Разве что вот эту фигурку.
Богданов. 1982. Из школы.
Но рассказ о лицах и ликах еще отнюдь не окончен....