taanyabars (taanyabars) wrote,
taanyabars
taanyabars

Categories:

Борис Григорьев. Расея

Я копирую сюда все, что мне удалось найти из этого цикла, во-первых, потому что я нигде его не видела в одном месте, а во-вторых, потому что возможность посмотреть его  вот так, подряд, мне понадобится для того, что я хочу написать и показать дальше. А вообще актуальней, чем можно подумать...

Цикл написан в 1917-1918 годах. Все, кроме одной, картины и текст скопированы отсюда http://halloart.ru/

«В дни революции, когда люди перестали наблюдать за собою, когда стали раскрываться на все сто сотых, бесстыдно обнажая все человеческое, вплоть до звериного, я пытался разглядеть целый народ, найти его истоки… заглянуть в эту даль расовую, как в открытую дверь… Это было страшно, но ненависть заставила меня все же изображать… Кто не видал революции, тот и народа не увидел» —Б.Григорьев. Из эссе «Об искусстве и его законных преступлениях».

Была какая-то парадоксальная выразительность в том, как мрачные русские крестьяне 1917 года в упор глядели на зрителя, завороженного фантастической логикой авангардного «проекта», как встающая за ними «Расея» противостояла новому миру идей, прекрасному в своей стерильной отвлеченности....
«Перед эстетами, совершенно к тому времени отвыкшими вычитывать из картин какие-либо уроки и пророческие назидания, предстало подобие головы Горгоны», – вспоминал А.Бенуа, видимо, сам испытавший «одновременно с восторгом... и род ужаса»...  Григорьев попытался перевернуть культурное миросозерцание современников, как это сделал когда-то Гоголь, по словам Н.Бердяева, показавший, как трудно в России «найти человека», потому что «в ней искажен человеческий образ»: «Он видел метафизическую глубину зла, а не только социальное ее проявление»... 
Григорьев фиксирует не случайно брошенные взгляды, но общее духовное состояние крестьян. Все они, такие разные, непохожие внешне, смотрят одинаково – с выражением тяжелой, глухой ненависти, озлобления, обиды; не имеющей адреса. На этих лицах читается какое-то экзистенциальное недовольство, коренящееся в недоступных глубинах коллективной психики. Как будто рухнули скрепы, примирявшие с жизнью, дававшие ей смысл, и сознание людей оказалось перед неизвестностью, необходимостью выбора.
Ирина Вакар


Девочка с бидоном


Старуха-молочница



Олонецкий дед


Крестьянская земля плюс фрагмент




Деревня


Дом под деревом

Tags: музей
Subscribe

  • Кантуччи, всё из лаваша и другие кулинарные опыты

    С грустью хочу сказать, что мои кулинарные упражнения сошли на нет. Кулинария требует свободного времени и еще больше - свободного состояния души.…

  • Не верьте ИИ. Он лжет!

    Я уже давно подозревала это, начитавшись рассказов о чайных плантациях на Алтае и гидроэлектростанции в центре Москвы, она же "в сердце Большой…

  • Казахстан: попытка итогов и оглавление

    Меньше месяца назад, начиная серию постов о поездке в Казахстан, я написала: Вчера я вернулась из поездки, смыслы которой уходят в мои 13 лет и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments