...Я вообще не люблю всяких этих слов – контркультура, субкультура, андерграунд, для меня, условно говоря, есть искусство – и культура. Культура – это обезжиренное и обезвреженное, без холестерина, искусство, пригодное для употребления обывателю, чтобы выступать для него заменителем смысла жизни, не давать ему помнить о том, что он сдохнет, как собака, и от него даже души не останется.
Выражение ”контркультура” уместно только в том смысле, что речь идет о противостоянии культуре как системе ценностей, акцептированных в буржуазном обществе....
Культура постоянно пытается одомашнить эстетически высказывания, коммерциализировать их, сделать допустимыми, и поскольку на их стороне вся власть государственного аппарата и инерция общественного сознания, ей практически всегда это удается. Необходимо придумывать все новые и новые методы взрывать сознание. Это как состязание снаряда и брони. Иногда художники даже перегибают палку. Но без этого, увы, невозможно.
Исраэль ШАМИР
На переднем крае свободы
...Пылкий радикал, Илья Кормильцев не вписывался в новый устаканившийся российский порядок.
Свои недюжинные силы он вложил в издательство «Ультра.Культура», которое было реализованной мечтой о свободе, о той свободе, что мерещилась свердловским, московским, новосибирским мальчикам и девочкам в брежневские годы – чтобы можно писать и печатать все, что хочешь. Но быстро оказалось, что такой свободы нет – ни на Западе, ни на Востоке, ни при капитализме, ни при коммунизме. Илья пытался идти по переднему краю свободы, а это – простреливаемая позиция.
Отчаянный бунтовщик пугачевско-староверского разлива, Илья искал себе не друзей, но противников. Как только его линия находила себе сторонников, он немедленно спускал штаны и показывал им свой радикализм. Оставаться с ним на одной стороне баррикад в течение долгого времени не смог бы никто...
Он издал первый и единственный русский роман о скинах Дмитрия Нестерова «Скины. Русь пробуждается», а также главную книгу американского «белого движения», всемирно запрещенные «Дневники Тернера», где в хеппи-энде вешают евреев и расстреливают негров. Однако, как только он смог стать любимцем националистов, Илья резко отозвался о русских. Так резко («Вы все – одна большая РУССКАЯ сволочь!»), что его записали в русофобы, как раньше записывали в большевики, антикоммунисты, нацисты, порнографы, скины и либералы.
Вечный бунтовщик, он не сумел остановиться. Какую бы парадигму не выстраивали власть имущие, как он немедленно пытался ее подорвать...
Справка из Википедии.
«Ультра.Культура» — российское книжное издательство. Специализировалось на публикации радикальной и «альтернативной» литературы. Было основано в 2003 году. Приостановило работу к 1 февраля 2007 года. Главным редактором был Илья Кормильцев.
На протяжении своей недолгой истории издательство «Ультра.Культура» постоянно находилось в центре скандалов. Одной из первых книг, выпущенных «Ультра.Культурой» в 2003 году, стал роман московского НС-скинхеда Дмитрия Нестерова «Скины. Русь пробуждается». В результате выхода этого романа Илья Кормильцев был отстранён от работы над книжной серией «За иллюминатором» издательства «Иностранка».
В 2004 году книги, опубликованные «Ультра.Культурой» изымались из продажи, так как обвинялись в пропаганде наркомании и терроризма, а в 2006 году против издательства было возбуждено уголовное дело по обвинению в нелегальном распространении порнографии. В апреле 2006 года Кировский районный суд вынес решение по иску Федеральной службы по надзору за оборотом наркотиков по Свердловской области к издательству. Суд постановил уничтожить книги Адама Парфрея «Культура времён Апокалипсиса» и Фила Джексона «Клубная культура», поскольку в них, согласно решению суда, содержалась пропаганда наркотиков
Опубликовано в журнале: «Критическая Масса» 2004, №2
Михаил Трофименков. Вопросы к Кормильцеву
(Статья представляет собой рецензию на одну из серий издательства Ультра Культура)
Адекватна (замыслу черии) и Виржини Депант с «Трахни меня!»: ошалевшая и расчетливая сука пишет о суках, ошалевших, но нерасчетливых. Совершенно адекватен как автор серии и Дмитрий Нестеров с романом «Скины. Русь пробуждается». Книга не только страшная, но и странная, словно двоящаяся. Очевидно, не я один почти до последней страницы наивно надеялся на какой-нибудь «нравственный перелом» героя, скина Кваса, что поймет он, как нехорошо забивать насмерть «хачей» и «ниггеров» в пригородных электричках. Дело в том, что читатель, воспитанный в традициях русской литературы, не может вообразить, что нацист может хорошо писать. А Нестеров пишет очень хорошо. И совершенно солидарен с Квасом. И книга поэтому приобретает новое измерение: как свидетельство обвинения против лужковской Москвы, как свидетельство о скинах, не замутненное ни официальным лицемерием, ни не менее тошнотворным лицемерием самих скиновских газеток, в которых можно прочитать о простых русских парнях, которые никого не трогали, отмечали 8 марта и ездили на экскурсии, а их обвинили в убийствах и
избиениях. Нет, Нестеров дает слово герою, осознающему себя как участника латентной гражданской войны, идущей на улицах русских городов. Ничего не отрицает, ничего не стесняется.
...Хороший текст Нестерова потому и хорош, что, именно в силу своего натурализма, вызывает ужас и отвращение. И ужас тем сильнее, что его скины — не карикатурные троглодиты, а совершенно нормальные ребята из неплохих семей... И тем же важен и хорош и «Дневник Тернера» американского фундаменталиста Эндрю Макдоналда, самое адекватное описание которого уместится в одну фразу: «Прочитав эту книгу, Тимоти Маквей взорвал бомбу в Оклахома-сити, убив 168 человек».
Соседство в одной серии Нестерова и Эллиса, Уайта и Макдоналда, конечно, кажется диким. Кажется, что, заявляя о своей альтернативности, издательство решило на всякий случай выбрать разом все возможные альтернативы, ну, скажем так, «глобализму». Такого вроде бы не бывает: это плюрализм в отдельно взятой голове, если сравнивать издательство с мозгом. Но весь-то ужас современной цивилизации в том, что объективно ультраправые и ультралевые являются — пусть и не физически, но метафизически — союзниками, с равной яростью ненавидя «общество потреблядства». Противоестественное единство интересов существует в реальности.
Еще одна рецензия на "Скинов"
...Это вполне адекватная нацистская брошюра, в ожидании общественного резонанса разросшаяся до романа. Сентиментальные воспоминания о том, как упоительно ”мочить” азербайджанцев и негров. Как дивно пробить телом оцепеневшей жертвы окно электрички, наблюдая, как истекающее кровью тело ныряет в ночную темноту. Бесхитростная а-ля документальная сага о том,
что же довело до такой жизни простого русского парня. Можно подумать, книга страшная, чудовищная, прямо-таки адская. Да вовсе она не адская, а очень даже трогательная и задушевная...
Складывается впечатление, что Нестеров, получив партийное задание, отлично проштудировал Горького, Фадеева и, по вполне понятным причинам, остановился на Н. Островском. ”Скины” – грамотно переписанная история Павки Корчагина, сдобренная футбольным фанатизмом и добродушной матерщиной Ирвина Уэлша.
(Прошло несколько лет. Манеж, декабрь-2010)
Ну и немного о других аспектах работы издательства.
Федеральная служба по контролю за распространением психотропных и наркотических средств проводит операцию по изъятию из продажи семи книг издательства "Ультра. Культура", сообщает "Коммерсант". По мнению сотрудников антинаркотического ведомства, эти книги содержат пропаганду наркомании и терроризма. В "Ультре. Культуре" считают, что государственные структуры ведут "целенаправленную кампанию по уничтожению издательства".
Авторы книги "Марихуана: запретное лекарство" описывают целебные свойства конопли и выступают за ее легализацию. В книге утверждается, что марихуана незаменима при химиотерапии онкологических заболеваний, СПИДе, глаукоме и депрессии. По мнению Кормильцева, "считать, например, книгу "Марихуана: запретное лекарство" рекламой наркотиков нельзя, потому что книга сама по себе не может ничего рекламировать или пропагандировать".
«Культура времён Апокалипсиса» (англ. Apocalypse Culture) — книга под редакцией американского публициста Адама Парфрея. Представляет собой сборник статей, интервью и документов, исследующих различные маргинальные аспекты современной культуры: эстетический нигилизм, деструктивные культы, эсктремальное насилие, сексуальные девиации, теории заговоров, крайние формы национализма и т. п.
В этой части моего рассказа - только копи-пасты. И это неслучайно. По-видимому, мне надо было бы что-то добавить от себя, но я не могу этого сделать. Впрочем, это возможно и к лучшему: расширяет возможность для каждого сделать собственные выводы.
Скажу лишь: хорошо, что когда я начинала подбирать материалы по Кормильцеву, я почти не представляла, куда заведет меня поиск.
А то вряд ли решилась бы начать.
Из-за финансовых трудностей в 2006 году издание всех книг было приостановлено. В конце года были произведены увольнения. 20 января 2007 года в частных блогах сотрудников появились сообщения о прекращении работы издательства. Московский офис издательства был закрыт.
22 января 2007 года во время командировки в Великобританию у Ильи Кормильцева был обнаружен рак позвоночника в четвёртой (необратимой) стадии. 4 февраля он скончался в Лондоне.
Может быть со временем станут понятнее новые смыслы этой странной жизни. Пока могу сказать, что для меня главный смысл истории, которую я пыталась рассказать - о цене свободы. Цене внутренней, обернувшейся дисгармонией и ранней смертью, и цене внешней - конфликта с обществом и с моралью.
Стоило ли платить эту цену???
Лучше оставить вопрос, а не ответ...
Окончание следует.