Жизнь, психология, путешествия (taanyabars) wrote,
Жизнь, психология, путешествия
taanyabars

Categories:

Кормильцев. 5. Культура, контркультура Ультра культура

Илья Кормильцев  online конференция 15/06/2006

...Я вообще не люблю всяких этих слов – контркультура, субкультура, андерграунд, для меня, условно говоря, есть искусство – и культура. Культура – это обезжиренное и обезвреженное, без холестерина, искусство, пригодное для употребления обывателю, чтобы выступать для него заменителем смысла жизни, не давать ему помнить о том, что он сдохнет, как собака, и от него даже души не останется.
Выражение ”контркультура” уместно только в том смысле, что речь идет о противостоянии культуре как системе ценностей, акцептированных в буржуазном обществе....

Культура постоянно пытается одомашнить эстетически высказывания, коммерциализировать их, сделать допустимыми, и поскольку на их стороне вся власть государственного аппарата и инерция общественного сознания, ей практически всегда это удается. Необходимо придумывать все новые и новые методы взрывать сознание. Это как состязание снаряда и брони. Иногда художники даже перегибают палку. Но без этого, увы, невозможно.

Исраэль ШАМИР
На переднем крае свободы

...Пылкий радикал, Илья Кормильцев не вписывался в новый устаканившийся российский порядок.
Свои недюжинные силы он вложил в издательство «Ультра.Культура», которое было реализованной мечтой о свободе, о той свободе, что мерещилась свердловским, московским, новосибирским мальчикам и девочкам в брежневские годы – чтобы можно писать и печатать все, что хочешь. Но быстро оказалось, что такой свободы нет – ни на Западе, ни на Востоке, ни при капитализме, ни при коммунизме. Илья пытался идти по переднему краю свободы, а это – простреливаемая позиция.
Отчаянный бунтовщик пугачевско-староверского разлива, Илья искал себе не друзей, но противников. Как только его линия находила себе сторонников, он немедленно спускал штаны и показывал им свой радикализм. Оставаться с ним на одной стороне баррикад в течение долгого времени не смог бы никто...
Он издал первый и единственный русский роман о скинах Дмитрия Нестерова «Скины. Русь пробуждается», а также главную книгу американского «белого движения», всемирно запрещенные «Дневники Тернера», где в хеппи-энде вешают евреев и расстреливают негров. Однако, как только он смог стать любимцем националистов, Илья резко отозвался о русских. Так резко («Вы все – одна большая РУССКАЯ сволочь!»), что его записали в русофобы, как раньше записывали в большевики, антикоммунисты, нацисты, порнографы, скины и либералы.
Вечный бунтовщик, он не сумел остановиться. Какую бы парадигму не выстраивали власть имущие, как он немедленно пытался ее подорвать...


Справка из Википедии.
«Ультра.Культура» — российское книжное издательство. Специализировалось на публикации радикальной и «альтернативной» литературы. Было основано в 2003 году. Приостановило работу к 1 февраля 2007 года. Главным редактором был Илья Кормильцев.
На протяжении своей недолгой истории издательство «Ультра.Культура» постоянно находилось в центре скандалов. Одной из первых книг, выпущенных «Ультра.Культурой» в 2003 году, стал роман московского НС-скинхеда Дмитрия Нестерова «Скины. Русь пробуждается». В результате выхода этого романа Илья Кормильцев был отстранён от работы над книжной серией «За иллюминатором» издательства «Иностранка».
В 2004 году книги, опубликованные «Ультра.Культурой» изымались из продажи, так как обвинялись в пропаганде наркомании и терроризма, а в 2006 году против издательства было возбуждено уголовное дело по обвинению в нелегальном распространении порнографии.  В апреле 2006 года Кировский районный суд вынес решение по иску Федеральной службы по надзору за оборотом наркотиков по Свердловской области к издательству. Суд постановил уничтожить книги Адама Парфрея «Культура времён Апокалипсиса» и Фила Джексона «Клубная культура», поскольку в них, согласно решению суда, содержалась пропаганда наркотиков

Опубликовано в журнале: «Критическая Масса» 2004, №2
Михаил Трофименков.  Вопросы к Кормильцеву

(Статья представляет собой рецензию на одну из серий издательства Ультра Культура)
Адекватна (замыслу черии) и Виржини Депант с «Трахни меня!»: ошалевшая и расчетливая сука пишет о суках, ошалевших, но нерасчетливых. Совершенно адекватен как автор серии и Дмитрий Нестеров с романом «Скины. Русь пробуждается». Книга не только страшная, но и странная, словно двоящаяся. Очевидно, не я один почти до последней страницы наивно надеялся на какой-нибудь «нравственный перелом» героя, скина Кваса, что поймет он, как нехорошо забивать насмерть «хачей» и «ниггеров» в пригородных электричках. Дело в том, что читатель, воспитанный в традициях русской литературы, не может вообразить, что нацист может хорошо писать. А Нестеров пишет очень хорошо. И совершенно солидарен с Квасом. И книга поэтому приобретает новое измерение: как свидетельство обвинения против лужковской Москвы, как свидетельство о скинах, не замутненное ни официальным лицемерием, ни не менее тошнотворным лицемерием самих скиновских газеток, в которых можно прочитать о простых русских парнях, которые никого не трогали, отмечали 8 марта и ездили на экскурсии, а их обвинили в убийствах и
избиениях. Нет, Нестеров дает слово герою, осознающему себя как участника латентной гражданской войны, идущей на улицах русских городов. Ничего не отрицает, ничего не стесняется.
...Хороший текст Нестерова потому и хорош, что, именно в силу своего натурализма, вызывает ужас и отвращение. И ужас тем сильнее, что его скины — не карикатурные троглодиты, а совершенно нормальные ребята из неплохих семей... И тем же важен и хорош и «Дневник Тернера» американского фундаменталиста Эндрю Макдоналда, самое адекватное описание которого уместится в одну фразу: «Прочитав эту книгу, Тимоти Маквей взорвал бомбу в Оклахома-сити, убив 168 человек».
Соседство в одной серии Нестерова и Эллиса, Уайта и Макдоналда, конечно, кажется диким. Кажется, что, заявляя о своей альтернативности, издательство решило на всякий случай выбрать разом все возможные альтернативы, ну, скажем так, «глобализму». Такого вроде бы не бывает: это плюрализм в отдельно взятой голове, если сравнивать издательство с мозгом. Но весь-то ужас современной цивилизации в том, что объективно ультраправые и ультралевые являются — пусть и не физически, но метафизически — союзниками, с равной яростью ненавидя «общество потреблядства». Противоестественное единство интересов существует в реальности.

Еще одна рецензия на "Скинов"
...Это вполне адекватная нацистская брошюра, в ожидании общественного резонанса разросшаяся до романа. Сентиментальные воспоминания о том, как упоительно ”мочить” азербайджанцев и негров. Как дивно пробить телом оцепеневшей жертвы окно электрички, наблюдая, как истекающее кровью тело ныряет в ночную темноту. Бесхитростная а-ля документальная сага о том,
что же довело до такой жизни простого русского парня. Можно подумать, книга страшная, чудовищная, прямо-таки адская. Да вовсе она не адская, а очень даже трогательная и задушевная...
Складывается впечатление, что Нестеров, получив партийное задание, отлично проштудировал Горького, Фадеева и, по вполне понятным причинам, остановился на Н. Островском. ”Скины” – грамотно переписанная история Павки Корчагина, сдобренная футбольным фанатизмом и добродушной матерщиной Ирвина Уэлша.



(Прошло несколько лет. Манеж, декабрь-2010)

Ну и немного о других аспектах работы издательства.
Федеральная служба по контролю за распространением психотропных и наркотических средств проводит операцию по изъятию из продажи семи книг издательства "Ультра. Культура", сообщает "Коммерсант". По мнению сотрудников антинаркотического ведомства, эти книги содержат пропаганду наркомании и терроризма. В "Ультре. Культуре" считают, что государственные структуры ведут "целенаправленную кампанию по уничтожению издательства".
Авторы книги "Марихуана: запретное лекарство" описывают целебные свойства конопли и выступают за ее легализацию. В книге утверждается, что марихуана незаменима при химиотерапии онкологических заболеваний, СПИДе, глаукоме и депрессии. По мнению Кормильцева, "считать, например, книгу "Марихуана: запретное лекарство" рекламой наркотиков нельзя, потому что книга сама по себе не может ничего рекламировать или пропагандировать".


«Культура времён Апокалипсиса» (англ. Apocalypse Culture) — книга под редакцией американского публициста Адама Парфрея. Представляет собой сборник статей, интервью и документов, исследующих различные маргинальные аспекты современной культуры: эстетический нигилизм, деструктивные культы, эсктремальное насилие, сексуальные девиации, теории заговоров, крайние формы национализма и т. п.

В этой части моего рассказа - только копи-пасты. И это неслучайно. По-видимому, мне надо было бы что-то добавить от себя, но я  не могу этого сделать.  Впрочем, это возможно и к лучшему: расширяет возможность для каждого сделать собственные выводы.
Скажу лишь: хорошо, что когда я начинала подбирать материалы по Кормильцеву, я почти не представляла, куда заведет меня поиск.
А то вряд ли решилась бы начать.

Из-за финансовых трудностей в 2006 году издание всех книг было приостановлено. В конце года были произведены увольнения. 20 января 2007 года в частных блогах сотрудников появились сообщения о прекращении работы издательства. Московский офис издательства был закрыт.
22 января 2007 года во время командировки в Великобританию  у Ильи Кормильцева был обнаружен рак позвоночника в четвёртой (необратимой) стадии. 4 февраля он скончался в Лондоне.

Может быть со временем станут понятнее новые смыслы этой странной жизни. Пока могу сказать, что для меня главный смысл истории, которую я пыталась рассказать - о цене свободы. Цене внутренней, обернувшейся дисгармонией и ранней смертью, и цене внешней - конфликта с обществом и с моралью.
Стоило ли платить эту цену???
Лучше оставить вопрос, а не ответ...

Окончание следует.

Tags: Кормильцев, рок-н-ролл жив, судьбы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment