Который день не могу понять, писать ли о первом за много лет целенаправленном походе в театр (несколько раз были по билетам, взятым "на сегодня", полуслучайно), а если писать, то как.
Можно вспомнить, как я впервые узнала про существование Тома Стоппарда Про демократию, Герцена и Турбину (всего два года назад, позор!) и как долго хотела попасть на Берег Утопии, удовлетворившись в конце концов прочтением пьесы. Можно посетовать на непонятные самой себе сложности долгосрочного планирования, из-за которых билет на "Рок-н-ролл" (который хотелось посмотреть еще больше, чем Берег Утопии) был куплен практически случайно. Можно возмутиться постановкой, при которой примерно 30% действия первого акта с некоторых мест не видно вобще, а мы на этих местах сидели - а это между прочим, третий ряд партера :(( . Можно рассказывать про пьесу, про впечатления, которые, невзирая на наши неудачные места, сильные, но с оттенком не очень понятной горечи.
Вместо этого я расскажу, почему эта вещь - про нас.
Если не очень придираться к датам, то герои пьесы родились примерно за 20 лет до нас. А действие продолжается 20 лет и заканчивается 20 лет назад - в 1990 году. Ее герои в конце - наши ровесники. Их история - немного и наша.
Это мы 20 лет назад верили в либерализм, свободу и демократию так же истово, как герои Стоппарда - в светлые идеалы социализма и коммунизма. И так же жестоко потом было разочарование... В спектакле под хохот узнавания идут слова про англичан из 1990-го: "Они едят дерьмо, читают дерьмо, смотрят дерьмо, потом загорают две недели в Турции (в оригинале была Испания) - и довольны".
В году 2011 от идеалов 87-го мало что осталось. Впрочем, по словам героев пьесы, вряд ли больше осталось в Праге 1990-го от Пражского социализма с человечкским лицом 1968-го.
А слова "Мы все договорились сохранять видимость. Наша цель - инерция ..(В последние годы) у нас была лишь псевдоистория " - это не только про Чехословакию, но и про наше сегодня.
Что же противопоставить этому? Мир рока, который для героев - "не просто музыка - это кислород". Мир рока, который не играет по правилам политиков или диссидентов - он просто свободен и просто играет. И позволяет героям пронести через жизнь и ее испытания свою любовь и свою внутреннюю свободу.
Спасибо тем, кто напомнил нам, что Рок-н-ролл жив.
Фото вверху - зрители рок-фестиваля в Подольске, год 1987. Мы тоже там были.
Фото внизу - мы в Чехии. Год 2002. Мы вместе 15 лет.