... остаюсь, чтобы жить (taanyabars) wrote,
... остаюсь, чтобы жить
taanyabars

Внутри и вне мегаполиса: по материалам одного диплома

Нежданный эпиграф.
Что-то странное случилось на одной шестой суши, ее поразил какой-то нравственный вирус. Вся страна на форумах бурно ликует и надеется, что москвичи сгорят в этом аду заживо.
(Ссылки давать не буду)
Аномальная  жара и ее последствия обострили и без того болезненное противоречие "Москва - провинция", и это стало стимулом для того, чтобы выполнить работу, которую я давно собиралась сделать - представить материалы дипломной работы Евгении Екимовой "Сравнительно-психологическая характеристика самооценки и мотивационно-ценностной сферы у жителей большого и малого города", руководителем которой я являлась. Мне очень нравится эта работа, поэтому я буду в основном цитировать, лишь местами добавляя что-то свое или пересказывать короче или упрощать наукообразие.



Современную Россию принято характеризовать как мультикультурное общество. Считается, что в нем параллельно существуют несколько укладов, наиболее полярными из которых являются, с одной стороны, Москва - столичный мегаполис, а с другой - "российская глубинка" - более-менее удаленные от крупных индустриальных центров малые и средние города, села.  Сегодня для части жителей мегаполисов провинциальная Россия - это остатки социального варварства и бескультурья, а для части провинциалов, напротив, столица - источник пренебрежения традиционными национальными ценностями и образец "сытой жизни", причем "за счет остальной страны". Эта мифология носит довольно устойчивый характер и тиражируется в массовом сознании россиян не без участия СМИ.
В этих условиях возникает вопрос - так ли в действительности далеки друг от друга жители российских мегаполисов и провинций, как это принято считать?  Существует ли разница в мировоззрении, личностных и поведенческих качествах между провинциалами и жителями мегаполисов?  Для того чтоб получить ответ на эти вопросы, мы провели исследование, охватившее разные уклады жизни: нашими испытуемыми стали  москвичи; люди, недавно приехавшие в Москву; и, наконец, жители Переславля-Залесского, города областного подчинения в Ярославской области с общим населением в 42,9 тыс. жителей.

Анализ литературы по проблемам психологии большого города показал, что  центральным понятием в концепции городской жизни становится понятие перегрузки. Люди в мегаполисе стремятся взаимодействовать друг с другом в четко заданных рамках и не выходить за их пределы. По возможности, они стремятся оградить себя от контактов с окружающими. Невмешательство в чужую жизнь становится нормой. Городские жители реже чувствуют свою ответственность за жизнь и здоровье окружающих - отчасти потому, что нуждающихся в помощи и защите гораздо больше, чем в маленьких городах. Однако отчужденное отношение не распространяется на знакомых, соседей и близких.
Анонимность в большом городе дает большую свободу для проявления индивидуальности, но также служит опасным механизмом, запускающим безнравственное и неэтичное поведение.
Нельзя сказать, что подобный образ жизни положительно влияет на психическое здоровье горожан. В частности, психологами был введен "синдром большего города", характеризующийся набором неблагоприятных состояний, таких как подавленность, апатия и беспричинная агрессия. Анонимность в мегаполисе способствует тому, что люди чувствуют себя одинокими среди толпы. А "одиночество в толпе" приводит к депрессиям и часто является причиной агрессивного поведения против себя или окружающего общества. Пытаясь приспособиться к негативному влиянию города, жители мегаполисов и усваивают набор тех черт, которые часто негативно трактуются жителями провинции.

Создавая обобщенный стереотипный портрет жителя столицы, то есть, того, какими представляют москвичей россияне, мы опирались, на данные Всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ 3-4 сентября 2005 г, а также на тематические форумы в интернете. Эти данные свидетельствуют, что москвичей считают более образованными, культурными; менее добрыми, честными, отзывчивыми, гостеприимными; более высокомерными и наглыми, нежели все россияне в целом. Москвичам также приписывались такие  такие характерологические особенности, как черствость (равнодушие),  агрессивность (раздражительность), энергичность, заносчивость, жадность.
В массовом сознании россиян Москва - это прежде всего богатый и жестокий город с большими возможностями для целеустремленных людей и таким же, если не бoльшим, социальным расслоением, как и по всей России.
Впрочем, и провинции россияне оценивают достаточно критично. С одной стороны, в массовом представлении россиян провинции характеризуются, прежде всего, теплыми человеческими отношениями, нормальным ритмом жизни, а также тем, что провинции - это и есть "настоящая Россия".
С другой стороны, - по мнению также значительного числа респондентов - провинции являются отсталой периферией, где трудно и неинтересно жить и где процветает произвол бюрократии.
Сравнение образа Москвы и образа провинций, сложившихся в массовом сознании, выявляет особую "линию напряжения", укладывающуюся в основное противоречие современного российского общества - противоречие между богатыми и бедными: "богатая" жестокая Москва противостоит "бедным", отсталым провинциям, в которых, тем не менее, сохранились более привычные и комфортные отношения для значительного числа россиян.

Таким образом, в  ходе анализа литературы мы выявили некоторые черты, по которым жители мегаполиса могут отличаться от жителей провинции. Отличия по этим показателям и станут гипотезой нашего исследования.
1. Альтруизм. Опираясь на концепцию перегрузки, мы можем заключить, что альтруизм будет проявлен жителями мегаполиса в меньшей степени, чем жителями провинции.
2. Агрессия. Понятие "синдром большого города" указывает на бОльшую агрессивность ("приступы агрессии, в том числе необоснованной") жителей мегаполиса.
3. Макиавеллизм. Для москвичей должен быть более ярко выражен принцип "цель оправдывает средства".
4. Раскрепощенность. Как следствие анонимности человека в мегаполисе, что является причиной как возможного неэтичного поведения, так и бОльшей свободы проявления индивидуальности, жители большого города могут отличаться по показателю раскрепощенности от жителей провинции.
5. Восприятие себя. Мы предположили, что самовосприятие москвичей и жителей провинции (в противоречии со сложившимися стереотипными образами  "москвича" и "провинциала") не будет существенно различаться.
6. Восприятие "типичного москвича".  Мы можем предположить более низкие оценки по шкале "отзывчивость, доброта" и "быть любимым", данные "типичному москвичу" жителями провинции по сравнению с самими москвичами. Однако "типичный москвич" будет иметь более высокие показатели по шкале "успешность".
7. Система ценностей. Мы предположили, что "ценности большого города" (активная деятельная жизнь, уверенность в себе") будут иметь большую значимость для москвичей, чем для жителей провинции. Для провинциалов, в свою очередь, более важными будут "традиционные" ценности (счастливая семейная жизнь).

Для проведения двух методик использовался метод уличного опроса. Всего было опрошено 90 человек от 14 до 30 лет: 30 москвичей, 30 переславцев и 30 "недавних москвичей", переехавших в столицу менее 10 лет назад. На материале уличного опроса не оправдалось предположение относительно меньшего альтруизма, проявляемого москвичами. Мерилом альтруизма стало согласие или отказ на просьбу принять участие в исследовании "для курсовика по психологии", с которой обращалась к незнакомым людям автор работы. Процент отказов в двух городах практически не различался и составлял 20-30%.
В качестве первой методики предлагалось составление рассказа по картинке (кто знает - ТАТ), провоцирующей тематику секса и агрессии. Рассказы анализировались по специальной схеме (достаточно принятая в психологии процедура так называемого анализа проективного рассказа% в подробности углубляться нет возможности). Результаты стоит трактовать с большой осторожностью; однако же получилось, что переславцы оказались менее уверенными (по крайней мере, при столкновении с необходимостью составить рассказ на "табуированную" агрессивно-сексуальную тематику) и  более пессимистичными, москвичи - более склонны к действенной позиции. Это достаточно хорошо укладывается в привычные стереотипы, в отличие от следующего результата: бОльшая агрессия свойственна переславцам. Также москвичи оказались более склонны к юмору, в том числе к черному юмору.

Второй методикой стала оценка себя, "типичного москвича" и "типичного переславца" (только для переславцев) по таким характеристикам, как Ум, Доброта, отзывчивость, Счастье, Успешность, Любовь (быть любимым).
Самооценка по четырем из пяти параметров практически не различалась у трех сравниваемых групп (москвичи, недавние москвичи, переславцы), то есть, москвичи и переславцы примерно одинакого оценивали себя по уму, счастью, успешности, тому, насколько их любят (где зажравшаяся Москва и страдающая провинция, я вас спрашиваю?? - t). При этом москвичи оценивали себя ниже по доброте.
Переславцы считают себя более добрыми и любимыми, нежели "типичный москвич"; недавние москвичи полагают, что они более добрые, любимые и счастливые, чем обычный обитатель мегаполиса; москвичи считают себя более добрыми, любимыми, счастливыми и успешными. Таким образом, получается, что переславцы оценивают "типичного москвича" в целом наиболее высоко из трех групп, а москвичи - наиболее низко. Выходит, что, чем больше мы знакомы с определенным укладом жизни, тем меньше иллюзий мы питаем относительно нее
Типичный москвич воспринимается  как менее добрый и более успешный, нежели переславец, что хорошо соответствует сложившимся стереотипам.

Третья и четвертая методика проводились на школьниках-старшеклассниках. Результаты показали, что москвичи и переславцы не отличаются по показателю макиавеллизма (склонности манипулировать, согласию с идеей о том, что "цель оправдывает средства", что противоречит имеющимся стереотипам.
Главные для школьников из обоих городов ценности одинаковы. Это здоровье и любовь. Однако для переславцев счастливая семейная жизнь гораздо более актуальна, нежели для москвичей. В свою очередь, для москвичей большее значение имеют активная деятельная жизнь и свобода. Переславцы более, чем москвичи, ценят  уверенность в себе и развитие, а также интересную работу. Школьники из Москвы выше ставят развлечения  и творчество, а  из Переславля - познание и счастье других. Имеются и другие, более тонкие различия. ). Если ценности школьников-москвичей мы можем отнести скорее к "подростковым", то ценности школьников из малого города - к "ценностям взрослых". Таким образом, мы можем предположить более раннее взросление или меньшую продолжительность детства у школьников из малого города. В целом однако система ценностей школьников из двух городов продемонстрировала больше сходства, нежели различий.

Таким образом, проведенное исследование подтвердилочто Т вопреки сложившимся стереотипам, жители российских городов сегодня, независимо от того, в каких городах они проживают, - это в подавляющем большинстве довольно близкие по своему внутреннему миру люди. Этому реальному миру, сегодняшней России  противостоит другой мир - виртуальный, в значительной степени создаваемый масс-медиа, где есть только процветающие мегаполисы с неограниченными возможностями и нищие угасающие провинции. Результаты свидетельствуют, что  модное суждение о том, что "мегаполисы, в особенности, Москва - это не Россия", является ошибочным. В большинстве своем москвичи мало отличаются от жителей депрессивного райцентра в Ярославской области, средняя зарплата в котором в полтора раза ниже, чем по стране. Можно предположить, что сегодняшняя Москва - это завтрашний день остальной России.

Tags: горожане, жизнь, психология, работа
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments