... остаюсь, чтобы жить (taanyabars) wrote,
... остаюсь, чтобы жить
taanyabars

Киевский модерн Городецкого

Речь пойдет конечно прежде всего про Дом с химерами. Шедевр Владислава Городецкого - Киевского Гауди - будоражит умы и загадывает загадки. Сказочные фигуры как будто замерли в процессе выполнения своих причудливых гимнастических упражнений.

Об этом доме существует масса легенд, дом полон загадок и парадоксов, начиная с конструкции - спереди три зтажа, сзади шесть - и названия: никаких химер там нет, по-украински «Будинок з хiмерами» означает «Дом с причудами», что хорошо соответствует его сути.   Лучше всего сказать о нем словами киевлянина Виктора Некрасова : “Дом Городецкого” - это, конечно, не просто дом, это сказка, приключенческий рассказ, детская иллюстрированная книжка… Там вырастают из стен слоны, носороги, антилопы и громадные жабы на крыше, и наяды верхом на усатых дельфинах и в канелюрах колонн извиваются маленькие ящерицы и змеи, а на решетке дома дикий барс (или что-то ему сродни) сражается с могучим орлом....”



Для меня этот дом, хотя и ходила его смотреть дважды, так и остался по большому счету загадкой. Впрочем, не для меня одной...
Даже более знающие люди признают, что "Дом с химерами - дом-загадка, для которой вряд ли будет найдена какая-то одна разгадка. Почему на крыше этого дома притаились гигантские жабы и морские чудовища в компании с нереидами? И почему вместо волос на женских головках цепи, фантастические листья и бутоны? Что значит гигантский питон на углу здания?"
Где загадка, там и легенды, которыми дом окружен в ассортименте.
Согласно первой легенде, этот дом Городецкий построил в память об утонувшей в Средиземном море дочери. Ничего подобного, дочка Городецкого к счастью не тонула.
Вторая легенда (достоверно не опровергнутая) гласит, что дом был построен на спор с известным киевским архитектором, считавшим, что построить его невозможно. Дело в том, что дом сооружен на очень неудобном участке, который по причине неудобства достался Городецкому по дешевке - на обрыве. Отсюда и его удивительная конструкция - с фасада три этажа, с "тыла" - шесть.

Третья легенда гласит, что закладывая дом в 1913 году (не такие уж большие доходы он приносил, хотя квартиры там сдавались по очень немаленькой цене), Городецкий наложил на него проклятие: "Лишь потомки древа Городецкий могут беспрепятственно уживаться с химерами" . Поэтому фирмы, находившиеся в доме, разорялись, банкротились, исчезали.
Факты про дом не менее интересны, чем легенды. Так, известно, что Городецкий был заядлым охотником, и похоже дом стал воплощением его охотничьих фантазий; скульптуры по его эскизам делал его друг итальянского происхождения Эмилио Сала. Все фигуры сделаны из цемента, который выпускался на принадлежащем Городецкому заводе. Таким образом, строительство стало фактически пиар-компанией нового стройматериала.
В советские годы здесь были многонаселенные коммунальные квартиры, а потом - элитная поликлиника. После реставрации дом стал служить для приема почетных гостей Президента Украины. Была бы я Президентом - сделала бы то же самое: судите сами (фото не мое)


Еще одно известная работа Городецкого -  католический Костёл Святого Николая (ул. Большая Васильковская, 75). Вот как вспоминает о нем коренная киевлянка:
"Проходя мимо этого здания, мы с подружками всегда переходили на противоположную сторону. Оно было одновременно манящее и пугающее, загадочное, всегда окружённое строительными лесами, забором и «страшилками», которые мы, дети, друг другу охотно рассказывали. Говорили, что там происходят страшные и непонятные вещи, исчезают люди и чуть лине водится нечистая сила... Ну а что ещё мы могли думать о совершенно непривычном нашему глазу на фоне остальной киевской застройки костёле в неоготическом стиле – жутком, мрачном и красивом? Всегда закрытом, всегда «в стадии ремонта»?"
И вовсе он не мрачный, а очень красивый (фото не мое)



Если вы обойдете Дом с химерами и спуститесь вниз по лестнице, чтобы выйти к Майдану, то ваш путь скорее всего пройдет по улице Городецкого. Путеводитель уверяет, что в начале 20 века это была самая элегантная улица в Киеве. Вот тут - настоящий "пышный" модерн, почти как в Риге. Некоторые дома на этой улице тоже проектировал Городецкий, но по уточненным данным, они в кадр не попали. Вот про этот дом, думала, что Городецкий, но ошиблась.


И тот грифончик - тоже с улицы Городецкого.


Ясно, что создатель такого дома не мог быть обычным человеком (политкорректно выражаясь). Его полное имя Лешек Дезидерий Владислав Городецкий  Он появился в Киеве в 1890 году молодым и амбициозным выпускником Императорской академии искусств в Петербурге. Первый проект, которым он сделал себе имя - Музей для «Общества любителей древностей». Это была авантюра: средств было собрано недостаточно, и все уважающие себя архитекторы отказались от проекта. Городецкий построил музей на выделенные деньги, замаскировав недостатки и недочёты пышным фасадом и великолепной лепкой. Сейчас в этом доме - Национальный художественный музея Украины.
Про самые известные работы Городецкого в Киеве я уже рассказала. А про самого Городецкого известно немало примечательного. Он любил прогуливаться улицами Киева с… обезьянкой на плече, что вызывало недоумение и шок у прохожих, как, впрочем, и появление на дорогах города первого авто, за рулем которого был, как вы думаете кто?.. Он поднялся в воздух с первыми киевскими авиаторами, создавал костюмы для театров и эксклюзивные наряды для любимой жены - и много еще чем примечательным занимался. А еще Городецкий стяжал известность как страстный охотник и путешественник по экзотическим краям. Он охотился в Ленкорани, Закаспийском крае, Туркестане, Афганистане, Алтае, Западной Сибири, а зимой 1911 - 1912 гг. — побывал в своем знаменитейшем африканском сафари. В память об этом путешествии В. Городецкий издал книгу «В Джунглях Африки. Дневник охотника», собственноручно украшенную рисунками и фотографиями.
Последние годы жизни Городецкий провел в Польше и в Иране, где он был приглашен на должность главного архитектора синдиката по сооружению персидских железных дорог. Он проектировал в Тегеране первый вокзал, а также дворец для шаха. Умер он в Тегеране в 1930 году.
В Киеве  в Пассаже есть памятник, где этот замечательный киевлянин сидит с чашечкой кофе и хитро прищурившись, смотрит на прохожих.
P.S. Спасибо коренной киевлянке ВампИра (http://www.art-in-exile.com/forums/nithc-eiaaea-oi-iadhooeiue/549-eeaa-nidhaoeaaeoa-ioaa-aai-4.html) за пробуждение интереса к теме, за использованные мной материалы и рассказ про костел.
Tags: Киев, модерн, путеводитель, путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments