... остаюсь, чтобы жить (taanyabars) wrote,
... остаюсь, чтобы жить
taanyabars

Киевский модерн Городецкого

Речь пойдет конечно прежде всего про Дом с химерами. Шедевр Владислава Городецкого - Киевского Гауди - будоражит умы и загадывает загадки. Сказочные фигуры как будто замерли в процессе выполнения своих причудливых гимнастических упражнений.

Об этом доме существует масса легенд, дом полон загадок и парадоксов, начиная с конструкции - спереди три зтажа, сзади шесть - и названия: никаких химер там нет, по-украински «Будинок з хiмерами» означает «Дом с причудами», что хорошо соответствует его сути.   Лучше всего сказать о нем словами киевлянина Виктора Некрасова : “Дом Городецкого” - это, конечно, не просто дом, это сказка, приключенческий рассказ, детская иллюстрированная книжка… Там вырастают из стен слоны, носороги, антилопы и громадные жабы на крыше, и наяды верхом на усатых дельфинах и в канелюрах колонн извиваются маленькие ящерицы и змеи, а на решетке дома дикий барс (или что-то ему сродни) сражается с могучим орлом....”



Для меня этот дом, хотя и ходила его смотреть дважды, так и остался по большому счету загадкой. Впрочем, не для меня одной...
Даже более знающие люди признают, что "Дом с химерами - дом-загадка, для которой вряд ли будет найдена какая-то одна разгадка. Почему на крыше этого дома притаились гигантские жабы и морские чудовища в компании с нереидами? И почему вместо волос на женских головках цепи, фантастические листья и бутоны? Что значит гигантский питон на углу здания?"
Где загадка, там и легенды, которыми дом окружен в ассортименте.
Согласно первой легенде, этот дом Городецкий построил в память об утонувшей в Средиземном море дочери. Ничего подобного, дочка Городецкого к счастью не тонула.
Вторая легенда (достоверно не опровергнутая) гласит, что дом был построен на спор с известным киевским архитектором, считавшим, что построить его невозможно. Дело в том, что дом сооружен на очень неудобном участке, который по причине неудобства достался Городецкому по дешевке - на обрыве. Отсюда и его удивительная конструкция - с фасада три этажа, с "тыла" - шесть.

Третья легенда гласит, что закладывая дом в 1913 году (не такие уж большие доходы он приносил, хотя квартиры там сдавались по очень немаленькой цене), Городецкий наложил на него проклятие: "Лишь потомки древа Городецкий могут беспрепятственно уживаться с химерами" . Поэтому фирмы, находившиеся в доме, разорялись, банкротились, исчезали.
Факты про дом не менее интересны, чем легенды. Так, известно, что Городецкий был заядлым охотником, и похоже дом стал воплощением его охотничьих фантазий; скульптуры по его эскизам делал его друг итальянского происхождения Эмилио Сала. Все фигуры сделаны из цемента, который выпускался на принадлежащем Городецкому заводе. Таким образом, строительство стало фактически пиар-компанией нового стройматериала.
В советские годы здесь были многонаселенные коммунальные квартиры, а потом - элитная поликлиника. После реставрации дом стал служить для приема почетных гостей Президента Украины. Была бы я Президентом - сделала бы то же самое: судите сами (фото не мое)


Еще одно известная работа Городецкого -  католический Костёл Святого Николая (ул. Большая Васильковская, 75). Вот как вспоминает о нем коренная киевлянка:
"Проходя мимо этого здания, мы с подружками всегда переходили на противоположную сторону. Оно было одновременно манящее и пугающее, загадочное, всегда окружённое строительными лесами, забором и «страшилками», которые мы, дети, друг другу охотно рассказывали. Говорили, что там происходят страшные и непонятные вещи, исчезают люди и чуть лине водится нечистая сила... Ну а что ещё мы могли думать о совершенно непривычном нашему глазу на фоне остальной киевской застройки костёле в неоготическом стиле – жутком, мрачном и красивом? Всегда закрытом, всегда «в стадии ремонта»?"
И вовсе он не мрачный, а очень красивый (фото не мое)



Если вы обойдете Дом с химерами и спуститесь вниз по лестнице, чтобы выйти к Майдану, то ваш путь скорее всего пройдет по улице Городецкого. Путеводитель уверяет, что в начале 20 века это была самая элегантная улица в Киеве. Вот тут - настоящий "пышный" модерн, почти как в Риге. Некоторые дома на этой улице тоже проектировал Городецкий, но по уточненным данным, они в кадр не попали. Вот про этот дом, думала, что Городецкий, но ошиблась.


И тот грифончик - тоже с улицы Городецкого.


Ясно, что создатель такого дома не мог быть обычным человеком (политкорректно выражаясь). Его полное имя Лешек Дезидерий Владислав Городецкий  Он появился в Киеве в 1890 году молодым и амбициозным выпускником Императорской академии искусств в Петербурге. Первый проект, которым он сделал себе имя - Музей для «Общества любителей древностей». Это была авантюра: средств было собрано недостаточно, и все уважающие себя архитекторы отказались от проекта. Городецкий построил музей на выделенные деньги, замаскировав недостатки и недочёты пышным фасадом и великолепной лепкой. Сейчас в этом доме - Национальный художественный музея Украины.
Про самые известные работы Городецкого в Киеве я уже рассказала. А про самого Городецкого известно немало примечательного. Он любил прогуливаться улицами Киева с… обезьянкой на плече, что вызывало недоумение и шок у прохожих, как, впрочем, и появление на дорогах города первого авто, за рулем которого был, как вы думаете кто?.. Он поднялся в воздух с первыми киевскими авиаторами, создавал костюмы для театров и эксклюзивные наряды для любимой жены - и много еще чем примечательным занимался. А еще Городецкий стяжал известность как страстный охотник и путешественник по экзотическим краям. Он охотился в Ленкорани, Закаспийском крае, Туркестане, Афганистане, Алтае, Западной Сибири, а зимой 1911 - 1912 гг. — побывал в своем знаменитейшем африканском сафари. В память об этом путешествии В. Городецкий издал книгу «В Джунглях Африки. Дневник охотника», собственноручно украшенную рисунками и фотографиями.
Последние годы жизни Городецкий провел в Польше и в Иране, где он был приглашен на должность главного архитектора синдиката по сооружению персидских железных дорог. Он проектировал в Тегеране первый вокзал, а также дворец для шаха. Умер он в Тегеране в 1930 году.
В Киеве  в Пассаже есть памятник, где этот замечательный киевлянин сидит с чашечкой кофе и хитро прищурившись, смотрит на прохожих.
P.S. Спасибо коренной киевлянке ВампИра (http://www.art-in-exile.com/forums/nithc-eiaaea-oi-iadhooeiue/549-eeaa-nidhaoeaaeoa-ioaa-aai-4.html) за пробуждение интереса к теме, за использованные мной материалы и рассказ про костел.
Tags: Киев, модерн, путеводитель, путешествия, фото
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments