... остаюсь, чтобы жить (taanyabars) wrote,
... остаюсь, чтобы жить
taanyabars

Фрески Крита и Санторини

Это довольно старая статья, но в 20-градусный московский мороз в разгар сессии и прочих суетных проблем перебрать все это в памяти оказалось  нужным. Фотографии все не мои, а виртуальных знакомых разной степени знакомости.P.S. Востановлено в апреле 2014

Когда-то у меня была замечательная детская книжка, которая называлась "Искусство Древнего мира". И была там глава про Крит - удивительную и загадочную культуру, практически неизвестную, потому что маленькая главка в учебнике истории для пятого класса (честно выученная прилежной ученицей) оставалась незамеченной на фоне громады античной Греции.
А написано было в той замечательной книжке примерно следующее (желающие могут ознакомиться с
оригиналом, а я запишу так, как запомнила с детства). Искусство Крита - одно из немногих (а может быть и единственное), где воплощалась радость жизни и не было места ее печальным или драматическим страницам.
Таким и осталось искусство Крита в моей памяти: яркие краски и радость жизни - как детство, но не настоящее, которое часто трагичней взрослой жизни, где от тебя зависит гораздо больше - а то детство, каким оно предстает в наших воспоминаниях - яркое, безоблачное, лучезарное.
Искусство Крита и Санторини относится к так называемой Минойской цивилизации, существовавшей - страшно сказать - с третьего тысячелетия до нашей эры (попросту - больше 4000 лет назад) и до примерно 1500 года до нашей эры. В ее истории немало неизвестного и противоречивого, но по-видимому это была культура моряков и торговцев, совершенно невоинственная и не боявшаяся нападений (среди всего, что от него осталось, нет следов военных укреплений), но знавшая толк в развлечениях, что хорошо видно по фрескам. Похоже именно она стала прообразом Атлантиды, во всяком случае именно извержение вулкана на Санторини, положившее конец этой цивилизации, по наиболее общепринятой гипотезе, стало основой легенды об Атлантиде. И уж что именно эта культура стала предтечей греческой античности, я думаю и так понятно.
Когда мне удалось попасть на Крит, оказалось, что меня окружают знакомые с детства картинки в облике аляповатых сувениров - открытки, магниты, майки (по закону подлости, музей, где были оригиналы и для посещения которого был отведен последний день на Крите, оказался закрыт в связи с национальным праздником) - но эта самая аляповатость лишь подчеркивала их праздничность и лучезарность. А невероятный критский пейзаж помогал понять - да, на этой земле действительно жили боги и действительно мир был ярок и счастлив.
Здоровый скептицизм взрослого заставляет меня честно добавить, что в этих самых фресках очень много не от древнего искусства, а от последующей реставрации. Но девочка внутри меня, когда-то радостно изумлявшаяся этому чуду, говорит: ну и пусть! Давайте лучше смотреть.

Фреска - одна из самых популярных, под названием Царь-жрец. Кносский дворец (оттуда большинство критских фресок). Ее копия огромной величины была намалевана на пароме King Minos, который привез нас на Крит. Так что это - легендарный Критский царь Минос.




Наверное самая известная Критская фреска. Игры с быком




А эта - моя любимая :)








Это - "Парижанка", которую я наверное лучше всего помню из той самой детской книжки. Очень жизнерадостная особа. Почему Парижанка? Так назвал открывший ее археолог Эванс. Наверное такая красота и грация была навеяла на мысли о жительницах Парижа.




А эту фреску я ни разу не видела до того, как начала подбирать материал в интернете. Но для меня глубоко неслучайно, что синяя птица нашлась именно на Крите.



Кносский дворец. Когда попадаешь туда (хотя сами развалины мало что интересного собой представляют), первая мысль: да, здесь действительно жили боги.



Крит на фотографиях такой, что не верится, будто это есть на самом деле. Но все-таки есть...
Раскопки на Санторини начались только в 1967 году (а на Крите в самом начале 20 века), поэтому Санторинские находки - сравнительно недавние, они не успели попасть в ту самую детскую книжку и кажется вообще менее известны. Но культура - та же.










Я не была на Санторини (и вряд ли когда попаду), а фотографии оттуда вызывают у меня еще больший протест в плане того - а может ли это существовать на самом деле.  Не знаю, насколько виды на них похожи на то, что знали авторы этих фресок: между нами и ими не только три с лишным тысячелетия, но и то саоме извержение, уничтожившее Минойскую цивилизацию и изменившее облик этого волшебного острова, где был его эпицентр.



Вот и все...
Tags: музей, путеводитель, путешествия
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments