... остаюсь, чтобы жить (taanyabars) wrote,
... остаюсь, чтобы жить
taanyabars

Как нас трансформирует виртуальный мир

Случайно попавшаяся на глаза статья трехлетней давности (позор!!) в профессиональном журнале оказалась настолько интересной, что захотелось ее своеобразно "интериоризовать" (это такое умное психологическое слово), пересказав и добавив плоды собственных размышлений. Папа - известный психолог Александр Асмолов и сын - журналист и блоггер Григорий Асмолов pustovek написали статью  От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире . Тема находится на пересечении и моих личных и профессиональных интересов, причем где кончается одно и начинается другое, разобраться сложно. Во всяком случае об интересах профессиональных свидетельствует пара статей ( О «параллельных реальностях»: размышления психолога и Интернет-пользователя; второй пока в сети нет, зато есть дипломная работа, на основе которой она написана  Бакушина Евгения. Особенности самораскрытия в русскоязычных и англоязычных блогах ) Так что читалась статья сразу с двух ипостасей - психолога и  блоггера  - и кое-что прояснила для обеих. 

С позиции психологии можно выделить по меньшей мере три этапа в развитии взаимодействия Личности и Сети
1.Чаты - "мобильная идентичность", которая может меняться с каждым входом в сеть: "Мы меняли маски, играли не только именами, но и возрастами, полами, исследуя новые границы своего виртуального "Я" Метаморфозам этой мобильной и анонимной, "карнавальной" идентичности посвящено немало работ психологов, хотя ее эра отошла в прошлое.
2.Стабильная идентичность под "ником", то есть, анонимная. Для меня это была эра форумов, хотя на этот этап приходится и расцвет блогов. Ники нарабатывали авторитет, репутацию ("репу"), рейтинги. При этом "со временем заигрывание с собственной анонимностью становилось все менее модным и интересным". Все больше авторитетов переставало прятаться за анонимностью, а ники оказывались скорее данью уходящей карнавальности.
3.Становление виртуальной идентичности под реальными именами, которое  пошло двумя путями.
3А.Социальные сети  создавали новые связи, базируясь на  информации из оффлайна, где подразумевалось тождество реальной и виртуальной идентичности и социальных связей (хотя и с этим все далеко не так просто, о чем свидетельствует прошлогодняя работа моей дипломницы, изучавшей создание своего образа Вконтакте подростками).
3Б. Блоги, в отличие от социальных сетей, ориентированы на создание и развитие "виртуальной идентичности" и социальных связей, не опирающихся на знакомство "в реале". Поэтому "приключения" виртуальной личности разворачиваются прежде всего в блогах. Именно они находятся в фокусе внимания авторов статьи.

Дневники издавна служили не только средством автокоммуникации, выражения личности, но и ее развития. Интернет добавил интерактивность. Таким образом, блоги стали "виртуальной платформой для развития виртуального представления личности". При этом, чтобы сохранить интерактивность, диалогичность (а также, чтобы наращивать социальный капитал), блоги должны сохранять и увеличивать число читателей. Виртуальная личность должна быть интересной, и задача конструирования именно такой личности стоит перед блоггером, который хочет выйти за пределы "уютной жежешечки".
И начинается то, что мне хочется обозначить названием старого фильма - "Все на продажу". Правда в фильме шла речь об актерах, но в блогах возникает сходный процесс - трансформация реальной жизни в материал для блогов (по иронии судьбы, моя самая первая запись в ЖЖ   О пользе нарратива была именно об этом, хотя тогда я еще не понимала, насколько то, о чем я писала, связано именно с блогами). Мы черпаем материал для блогов в дебрях собственного Я, выворачивая себя наизнанку перед публикой. Или ищем интересный контент вовне, превращая жизнь в погоню за контентом. И вот уже половина блоггеров посещают различные мероприятия специально для того, чтобы осветить их в блогах...Иными словами, "существование виртуальной платформы заставляет блоггеров изменять свое поведение в реальном мире."
Авторы статьи видят в процессе построения "своей виртуальной личности через переживание окружающего мира, его преломления через собственную индивидуальность" позитивные аспекты: "В мире онлайн мы активно формируем себя через наше восприятие внешнего мира. Информация о внешнем мире может нести отпечаток "Я", потому что любая ретрансляция информационной картины содержит в себе выбор и интерпретацию...Описание некого потока физических событий в виртуально пространстве - это конструкция окружающего нас мира, которая содержит не только этот мир, но и нас самих... Внешняя информация является ресурсом для развития личности в виртуальном пространстве на базе платформы блогов... Граница между личностью и социальной средой стирается и становится непонятно где человек, а где окружающие его культурные артефакты (термин М.Коула). Поэтому, по мнению Анны Висо, виртуальный мир выводит процесс интериоризации - взращивания социального пространства в личностное пространство (Л.С.Выготский), проявления культуры в чертах человеческой личности на другой уровень. А значит... это не только процесс формирования нашей виртуальной личности, но и трансформация нашей личности в целом. Не только мы врываемся в виртуальный мир своей идентичностью, но и виртуальный мир врывается в нас, достраивая и расширяя пространство нашего "я"."
Авторы рассматривают еще более завораживающие горизонты; я не последую за ними на этом пути, отсылая желающих к первоисточнику. Мне же хочется остановиться на противоречиях, связанных с описываемыми явлениями.
Дневник изначально вещь личная и интимная. В погоне за интересностью контента блога мы неизбежно сталкиваемся с противоречием. Мы можем использовать личные переживания как интересный контент, неизменно пользующийся успехом, если у автора есть хоть капля литературного дара (или, наоборот, настолько полное его отсутствие, что это само по себе интересно), устраивая регулярный душевный стриптиз и разоблачения, которым позавидовал бы Ассанж. Можно наоборот, свести личное содержание к минимуму, поддерживая интерес читателей совершенно другими средствами (умными мыслями, репортажами из интересных мест, красивыми фотками и пр.). Но тогда мы своими руками затыкаем отдушину для выплеска эмоций, поддержки и понимания. Блоги перестают быть дневниками и окончательно превращаются в "мини-СМИ", и для многих это немаленькая цена, потому что заводились они не для этого.
Так или иначе, тот, кто вовлекается всерьез в блоггерство, с хорошей вероятностью рано или поздно поймет, что это занятие ставит его перед лицом проблем, о которых он вряд ли задумывался, заводя аккаунт.
Tags: интернет, психология
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments