... остаюсь, чтобы жить (taanyabars) wrote,
... остаюсь, чтобы жить
taanyabars

Никола-Ленивец: Калужский Стоунхендж



Почему Стоунхендж? Наверное потому, что именно эта ассоциация первой пришла мне в голову, когда я увидела то, что на верхнем фото. И (бейте меня), но Стоунхендж впечатлил меня меньше, чем то, что мы видели вчера (уж очень  в Англии народу много и заградительных веревочек).
А еще потому, что Стоунхендж интересен нам прежде всего своей притягательной непонятностью, причастностью к некой тайной мудрости, которой владели наши предки. Нечто в этом роде, как мне кажется, лежит в основе Никола-Ленивца, только преломленное через идеи творческого человека 21 века.
Никола-Ленивец разбросан по немаленькому пространству, где есть и лес, и высокий берег Угры, и старая церковь. Его сила - в единстве с ландшафтом, причем это единство - не только визуальное. Сюда входят и запахи леса, и усталость от долгой прогулки и лазания по "Арх-объектам", и возможность ласково прикоснуться к деревянным конструкциям, и пенье соловьев, и укусы комаров, и теплые лучи солнца (ах, как нам повезло, в Москве были ливни, а у нас только немного покапало по дороге), и пересохшее горло (до ближайшего магазина 6 километров).
Не буду давать формальную справку (желающих отсылаю к Википедии и пр.), отмечу лишь два факта. Один образец творчества Николая Полисского и Николо-Ленивецких мастеров мы видели в Москве в парке Отрада ( http://taanyabars.livejournal.com/83615.html ближе к концу поста), но тогда он показался, как и прочие образцы современного искусства, не более, чем любопытной игрушкой. Кстати, то же самое относится и к многим  объектам, виденных нами в Никола-Ленивце, которые вызывали в лучшем случае улыбку, часто - недоумение, а иногда и раздражение. Однако главное из увиденного показалось на порядок сильнее, думаю, прежде всего, за счет вписанности в контекст ландшафта.
И второе. Поневоле возникают параллели с работами Овчинникова, которые мы совсем недавно видели на Калужской земле, в Боровске. Их роднит недолговечность, причем изначально задуманная. Срок "годности" Николо-Ленивецкого искусства исчисляется несколькими годами, а иногда и неделями. Жаль... но так и задумывалось. и в этом тоже что-то есть.
Дальше будут фрагменты великолепного текста Григория Ревзина http://agency.archi.ru/news_current.html?nid=7312 , а потом много фотографий, причем арх-объекты вперемешку с цветочками-лепесточками. Осязательный,  обонятельный и прочие компоненты, увы, я воспроизвести не могу.



Иван Крамской.. написал про великого русского пейзажиста Ивана Шишкина «Шишкин – верстовой столб русского пейзажа». Имелось в виду, что до Шишкина и после русский пейзаж – два разных вида искусства. До него пейзаж это приличная картинка над столом в кабинете. После – эпический образ России, предмет национальной гордости. Вспоминая эту цитату, скажу, что Николай Полисский – верстовой столб русского лэнд-арта...
Тот уникальный сдвиг, который произвел Николай Полисский, заключается в изменении типа функционирования искусства. Его произведения создают жители деревни Никола-Ленивец... Никому в мире еще не приходило в голову скрестить концептуализм с народными промыслами... Для понимания того, что предложил Полисский, надо учесть, что по образованию он – художник-керамист. Опыты русских художественных промыслов эпохи модерна рубежа XIX-XX веков, мастерских Талашкина и Абрамцева для него своего рода букварь, естественный образ действий...
Если говорить о позднесоветском времени, то  почему-то так получилось, что господствующим направлением фантазирования оказались поиски архетипов и символов, в большей степени в прошлом, чем в будущем. Культура интересовалась мифами, древними текстами, забытыми смыслами, тайными знаками... Мне представляется, что инсталляции Николая Полисского вырастают именно из этой культуры...
Если говорить о работах Николая Полисского в архитектурных терминах, то окажется, что главным содержанием этих работ является забота о вписанности объекта в ландшафт... Полисский носится со своими полями как с собственными детьми, долго и старательно придумывая формы, которые бы идеально им подошли, которые прямо из них бы и выросли...
Основой легитимности архитектуры... оказывается историческая укорененность, причем история с легкостью вносится в природу, так что девственные поля вдруг получают историческое измерение тысячелетиями – со времен, когда здесь возвели зиккураты и акведуки...
Всякому архитектору ведомо ощущение, когда ты выходишь на площадку, и вдруг чувствуешь, что земля уже примерно знает, что на ней должно быть построено, о чем она мечтает. Это какие-то протообразы, которых еще и нет, но уже вроде и есть, они прячутся во дворах, переулках, подворотнях или в складках ландшафта, в траве, на опушках какими-то туманными сгустками кажимости, которые надо увидеть, к которым надо прислушаться. Некоторым – и очень немногим – из этих протообразов суждено прорасти и реализоваться, большинству – умереть бесследно... Николай Полисский научился ухватывать эти образы...

Здесь мы начали наше знакомства с Никола-Ленивцем. два таких столба как бы встречают прибывающих.



И прямо с дороги видно то, что я показала сначала - два ряда вертикальных конструкций. К первой мы сейчас пойдем, а вот - вторая.



Николай Полисский, называется "Граница империи".









Одна из верхушек второй группы башен. Они имеют какое-то отношение к проблеме искусственного интеллекта, так я поняла экскурсовода, которого как водится слушала вполуха.



Во всяком случае приводит эта аллея вот сюда, это явно искусственный мозг (Большой Андронный коллайдер??)



"Мозг, вид изнутри"



Рядом какая-то штука - вылитый пепелац (из Кин-дза-дзы). В нем дверка, можно попасть внутрь



Идем дальше. В лесу - избушка на "насесте". Мы забрались вверх и обозреваем нашу группу.



Мини-крепость построена из шишек





Одно из самых впечатляющие мест - Городище. Я половину пропустила мимо ушей, но на всякий случай - краткая справка.

В 1957 году рядом с деревней Никола-Ленивец археологическая экспедиция обнаружила древнее Городище — деревню, датируемую III веком н. э. Жили здесь явно неплохо: десять жилых домов, расположенных в два ряда, постройки для хранения урожая и припасов... В деревне занимались выплавкой железа, причем железную руду добывали прямо здесь — выкапывали из местных болот и лугов. Поначалу здесь жили представители балтоязычного племени голядь (т.н. «восточные балты»). Городище Николо-Ленивец было заселено с III по VII века н.э.
По-видимому, так художники представляли место, где обитатели Городища производили свои языческие обряды. Скажу честно, мне там было не по себе











Дальше выходим к деревне, где живут художники. Церковь



Рядом сооружаются какие-то новые Арх-объекты



А вокруг церкви... я даже не поняла, что это: полуфабрикаты новых поделок, бракованные экземпляры от уже реализованных проектов или так и задумано. Но... впечатляет.









А от церкви - вид на берег Угры. Я молчу...





Ну и конечно же Арх-объект под названием Маяк.





Изнутри



На штурм!



Высота взята!





Это называется Ухо.





Позолоченный телец



Практические вопросы.
Мы ездили в Никола-Ленивец с экскурсией от фирмы Магазин Путешествий, они возят туда примерно раз в месяц Попасть туда без личного транспорта практически невозможно. Расстояние от Москвы около 180 км. Туда ехали 5 часов (пробки, плюс неоптимальное расположение места старта, отвратительная дорога последние километры), обратно - 4 (вылезли у МКАД), час обед, три часа - экскурсия. Утомительно, но того стоит. Схема расположения основных объектов здесь (в большом разрешении) http://img-fotki.yandex.ru/get/6311/22187276.5a/0_8faa2_87fa2572_orig



Tags: вокруг Москвы, музей, фото
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments