... остаюсь, чтобы жить (taanyabars) wrote,
... остаюсь, чтобы жить
taanyabars

Никола-Ленивец: Калужский Стоунхендж



Почему Стоунхендж? Наверное потому, что именно эта ассоциация первой пришла мне в голову, когда я увидела то, что на верхнем фото. И (бейте меня), но Стоунхендж впечатлил меня меньше, чем то, что мы видели вчера (уж очень  в Англии народу много и заградительных веревочек).
А еще потому, что Стоунхендж интересен нам прежде всего своей притягательной непонятностью, причастностью к некой тайной мудрости, которой владели наши предки. Нечто в этом роде, как мне кажется, лежит в основе Никола-Ленивца, только преломленное через идеи творческого человека 21 века.
Никола-Ленивец разбросан по немаленькому пространству, где есть и лес, и высокий берег Угры, и старая церковь. Его сила - в единстве с ландшафтом, причем это единство - не только визуальное. Сюда входят и запахи леса, и усталость от долгой прогулки и лазания по "Арх-объектам", и возможность ласково прикоснуться к деревянным конструкциям, и пенье соловьев, и укусы комаров, и теплые лучи солнца (ах, как нам повезло, в Москве были ливни, а у нас только немного покапало по дороге), и пересохшее горло (до ближайшего магазина 6 километров).
Не буду давать формальную справку (желающих отсылаю к Википедии и пр.), отмечу лишь два факта. Один образец творчества Николая Полисского и Николо-Ленивецких мастеров мы видели в Москве в парке Отрада ( http://taanyabars.livejournal.com/83615.html ближе к концу поста), но тогда он показался, как и прочие образцы современного искусства, не более, чем любопытной игрушкой. Кстати, то же самое относится и к многим  объектам, виденных нами в Никола-Ленивце, которые вызывали в лучшем случае улыбку, часто - недоумение, а иногда и раздражение. Однако главное из увиденного показалось на порядок сильнее, думаю, прежде всего, за счет вписанности в контекст ландшафта.
И второе. Поневоле возникают параллели с работами Овчинникова, которые мы совсем недавно видели на Калужской земле, в Боровске. Их роднит недолговечность, причем изначально задуманная. Срок "годности" Николо-Ленивецкого искусства исчисляется несколькими годами, а иногда и неделями. Жаль... но так и задумывалось. и в этом тоже что-то есть.
Дальше будут фрагменты великолепного текста Григория Ревзина http://agency.archi.ru/news_current.html?nid=7312 , а потом много фотографий, причем арх-объекты вперемешку с цветочками-лепесточками. Осязательный,  обонятельный и прочие компоненты, увы, я воспроизвести не могу.



Иван Крамской.. написал про великого русского пейзажиста Ивана Шишкина «Шишкин – верстовой столб русского пейзажа». Имелось в виду, что до Шишкина и после русский пейзаж – два разных вида искусства. До него пейзаж это приличная картинка над столом в кабинете. После – эпический образ России, предмет национальной гордости. Вспоминая эту цитату, скажу, что Николай Полисский – верстовой столб русского лэнд-арта...
Тот уникальный сдвиг, который произвел Николай Полисский, заключается в изменении типа функционирования искусства. Его произведения создают жители деревни Никола-Ленивец... Никому в мире еще не приходило в голову скрестить концептуализм с народными промыслами... Для понимания того, что предложил Полисский, надо учесть, что по образованию он – художник-керамист. Опыты русских художественных промыслов эпохи модерна рубежа XIX-XX веков, мастерских Талашкина и Абрамцева для него своего рода букварь, естественный образ действий...
Если говорить о позднесоветском времени, то  почему-то так получилось, что господствующим направлением фантазирования оказались поиски архетипов и символов, в большей степени в прошлом, чем в будущем. Культура интересовалась мифами, древними текстами, забытыми смыслами, тайными знаками... Мне представляется, что инсталляции Николая Полисского вырастают именно из этой культуры...
Если говорить о работах Николая Полисского в архитектурных терминах, то окажется, что главным содержанием этих работ является забота о вписанности объекта в ландшафт... Полисский носится со своими полями как с собственными детьми, долго и старательно придумывая формы, которые бы идеально им подошли, которые прямо из них бы и выросли...
Основой легитимности архитектуры... оказывается историческая укорененность, причем история с легкостью вносится в природу, так что девственные поля вдруг получают историческое измерение тысячелетиями – со времен, когда здесь возвели зиккураты и акведуки...
Всякому архитектору ведомо ощущение, когда ты выходишь на площадку, и вдруг чувствуешь, что земля уже примерно знает, что на ней должно быть построено, о чем она мечтает. Это какие-то протообразы, которых еще и нет, но уже вроде и есть, они прячутся во дворах, переулках, подворотнях или в складках ландшафта, в траве, на опушках какими-то туманными сгустками кажимости, которые надо увидеть, к которым надо прислушаться. Некоторым – и очень немногим – из этих протообразов суждено прорасти и реализоваться, большинству – умереть бесследно... Николай Полисский научился ухватывать эти образы...

Здесь мы начали наше знакомства с Никола-Ленивцем. два таких столба как бы встречают прибывающих.



И прямо с дороги видно то, что я показала сначала - два ряда вертикальных конструкций. К первой мы сейчас пойдем, а вот - вторая.



Николай Полисский, называется "Граница империи".









Одна из верхушек второй группы башен. Они имеют какое-то отношение к проблеме искусственного интеллекта, так я поняла экскурсовода, которого как водится слушала вполуха.



Во всяком случае приводит эта аллея вот сюда, это явно искусственный мозг (Большой Андронный коллайдер??)



"Мозг, вид изнутри"



Рядом какая-то штука - вылитый пепелац (из Кин-дза-дзы). В нем дверка, можно попасть внутрь



Идем дальше. В лесу - избушка на "насесте". Мы забрались вверх и обозреваем нашу группу.



Мини-крепость построена из шишек





Одно из самых впечатляющие мест - Городище. Я половину пропустила мимо ушей, но на всякий случай - краткая справка.

В 1957 году рядом с деревней Никола-Ленивец археологическая экспедиция обнаружила древнее Городище — деревню, датируемую III веком н. э. Жили здесь явно неплохо: десять жилых домов, расположенных в два ряда, постройки для хранения урожая и припасов... В деревне занимались выплавкой железа, причем железную руду добывали прямо здесь — выкапывали из местных болот и лугов. Поначалу здесь жили представители балтоязычного племени голядь (т.н. «восточные балты»). Городище Николо-Ленивец было заселено с III по VII века н.э.
По-видимому, так художники представляли место, где обитатели Городища производили свои языческие обряды. Скажу честно, мне там было не по себе











Дальше выходим к деревне, где живут художники. Церковь



Рядом сооружаются какие-то новые Арх-объекты



А вокруг церкви... я даже не поняла, что это: полуфабрикаты новых поделок, бракованные экземпляры от уже реализованных проектов или так и задумано. Но... впечатляет.









А от церкви - вид на берег Угры. Я молчу...





Ну и конечно же Арх-объект под названием Маяк.





Изнутри



На штурм!



Высота взята!





Это называется Ухо.





Позолоченный телец



Практические вопросы.
Мы ездили в Никола-Ленивец с экскурсией от фирмы Магазин Путешествий, они возят туда примерно раз в месяц Попасть туда без личного транспорта практически невозможно. Расстояние от Москвы около 180 км. Туда ехали 5 часов (пробки, плюс неоптимальное расположение места старта, отвратительная дорога последние километры), обратно - 4 (вылезли у МКАД), час обед, три часа - экскурсия. Утомительно, но того стоит. Схема расположения основных объектов здесь (в большом разрешении) http://img-fotki.yandex.ru/get/6311/22187276.5a/0_8faa2_87fa2572_orig



Tags: вокруг Москвы, музей, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments