... остаюсь, чтобы жить (taanyabars) wrote,
... остаюсь, чтобы жить
taanyabars

Александров. Столица 101-го километра



Молодая незаурядная женщина, разойдясь с отцом своего ребенка, выходит замуж вторично. Идет война, мужа мобилизуют и отправляют в Александров, они живут там, снимая домик, по большей части вместе с сестрой и ее маленькой дочерью. И именно ее мужу сестра посвящает строки, которые благодаря Эльдару Рязанову, знает каждый: "Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не вами"... И непонятно, случайно или нет, когда делается семейный портрет с мужьями и детьми-ровесниками, мужья "меняются местами", встав не над своими женами, а наоборот.
Рождается еще один сын, детей увозят на лето в Крым, а муж скоропостижно умирает от перитонита, жена из Крыма даже на похороны не успевает. А вернувшись к детям, через пару месяцев теряет и меленького сына. Идет 1917 год.
Что было дальше, в общих чертах все знают. Скажу лишь, что Анастасия Ивановна Цветаева прожила 99 лет и пережила на полгода своего старшего сына.
Эту простую и страшную историю рассказал нам экскурсовод, студент-заочник литинститута, в музее Марины и Анастасии Цветаевой. Музей странный, из подлинного в нем - только сам дом, да и он кажется не тот, где жили сестры (на его ремонт никак не найдут денег), а дом их хозяев, стоявший на том же участке.





Фактически, это музей-фотоколлаж, или музей-метафора, как сказал наш экскурсовод, где через метафорическую речку перекинут мостик, который ни в коем случае нельзя переходить раньше времени, а из "окошек" на тебя смотрят жители Александрова - современники Марины и Анастасии.



А в соседней комнате висят картины, одна из которых - на верхнем фото. Может быть, именно таким - добрым и радостным - казался Александров сестрам Цветаевым в счастливые дни, которые выпали им в этом городе. Как же их оказалось мало...

А после музея Цветаевых мы перешли через дорогу и оказались в музее, о существовании которого я не подозревала (нет ни вывески, ни информации в сети о том, что есть такой музей), но еще не въехав в город, говорила, что такой музей должен быть в нем. Да, именно Александров - самый известный из городов, где предпочитали селиться те, кто после заключения не имел права жить ближе, чем на 100 километров к столице.
В большом подвале собраны экспонаты, связанные с теми, кто так или иначе имел отношение к Александрову и к жертвам политических репрессий, начиная с той же Анастасии Цветаевой. Экспозиция сумбурная и... берущая за душу.







Это по-видимому, специальный столик для рукоделия. Жили же люди...



Стихи в переводе одного из героев экспозиции - жертвы репрессий



А эти экспонаты связаны с единственной историей, которую я могу пересказать. Ее герой - врач - никогда не был репрессирован. Его имя (настоящее) упоминается в повести Солженицына "Раковый корпус" как врача, помогавшего больным раком с помощью березового гриба - чаги. Доктор лечил и самого Солженицына, а также множество людей, обращавшихся к нему по почте. Ему даже удалось получить патент или что-то в этом роде как автору способа симптоматического лечения рака.
Под стеклом - та самая чага



А это - шкафчик доктора



Последние герои экспозиции - уже из другой эпохи, диссиденты Брежневской эпохи. Но 101-й километр актуален и для них.



В истории Александрова последнего века, как и в средневековой, печального гораздо больше, чем светлого. Тем не менее, здесь стоит побывать, чтобы задуматься о вещах, более, чем актуальных, именно сегодня. Может быть, случайность, которая занесла нас в Александров накануне мая 2012 года, была не вполне случайной?

Tags: вокруг Москвы, фото
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments