... остаюсь, чтобы жить (taanyabars) wrote,
... остаюсь, чтобы жить
taanyabars

Александров. Столица 101-го километра



Молодая незаурядная женщина, разойдясь с отцом своего ребенка, выходит замуж вторично. Идет война, мужа мобилизуют и отправляют в Александров, они живут там, снимая домик, по большей части вместе с сестрой и ее маленькой дочерью. И именно ее мужу сестра посвящает строки, которые благодаря Эльдару Рязанову, знает каждый: "Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не вами"... И непонятно, случайно или нет, когда делается семейный портрет с мужьями и детьми-ровесниками, мужья "меняются местами", встав не над своими женами, а наоборот.
Рождается еще один сын, детей увозят на лето в Крым, а муж скоропостижно умирает от перитонита, жена из Крыма даже на похороны не успевает. А вернувшись к детям, через пару месяцев теряет и меленького сына. Идет 1917 год.
Что было дальше, в общих чертах все знают. Скажу лишь, что Анастасия Ивановна Цветаева прожила 99 лет и пережила на полгода своего старшего сына.
Эту простую и страшную историю рассказал нам экскурсовод, студент-заочник литинститута, в музее Марины и Анастасии Цветаевой. Музей странный, из подлинного в нем - только сам дом, да и он кажется не тот, где жили сестры (на его ремонт никак не найдут денег), а дом их хозяев, стоявший на том же участке.





Фактически, это музей-фотоколлаж, или музей-метафора, как сказал наш экскурсовод, где через метафорическую речку перекинут мостик, который ни в коем случае нельзя переходить раньше времени, а из "окошек" на тебя смотрят жители Александрова - современники Марины и Анастасии.



А в соседней комнате висят картины, одна из которых - на верхнем фото. Может быть, именно таким - добрым и радостным - казался Александров сестрам Цветаевым в счастливые дни, которые выпали им в этом городе. Как же их оказалось мало...

А после музея Цветаевых мы перешли через дорогу и оказались в музее, о существовании которого я не подозревала (нет ни вывески, ни информации в сети о том, что есть такой музей), но еще не въехав в город, говорила, что такой музей должен быть в нем. Да, именно Александров - самый известный из городов, где предпочитали селиться те, кто после заключения не имел права жить ближе, чем на 100 километров к столице.
В большом подвале собраны экспонаты, связанные с теми, кто так или иначе имел отношение к Александрову и к жертвам политических репрессий, начиная с той же Анастасии Цветаевой. Экспозиция сумбурная и... берущая за душу.







Это по-видимому, специальный столик для рукоделия. Жили же люди...



Стихи в переводе одного из героев экспозиции - жертвы репрессий



А эти экспонаты связаны с единственной историей, которую я могу пересказать. Ее герой - врач - никогда не был репрессирован. Его имя (настоящее) упоминается в повести Солженицына "Раковый корпус" как врача, помогавшего больным раком с помощью березового гриба - чаги. Доктор лечил и самого Солженицына, а также множество людей, обращавшихся к нему по почте. Ему даже удалось получить патент или что-то в этом роде как автору способа симптоматического лечения рака.
Под стеклом - та самая чага



А это - шкафчик доктора



Последние герои экспозиции - уже из другой эпохи, диссиденты Брежневской эпохи. Но 101-й километр актуален и для них.



В истории Александрова последнего века, как и в средневековой, печального гораздо больше, чем светлого. Тем не менее, здесь стоит побывать, чтобы задуматься о вещах, более, чем актуальных, именно сегодня. Может быть, случайность, которая занесла нас в Александров накануне мая 2012 года, была не вполне случайной?

Tags: вокруг Москвы, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments